К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Отрезанный ломоть: почему Yandex N.V. сократила описание рисков бизнеса в России

Фото Andrey Rudakov / Bloomberg via Getty Images
Фото Andrey Rudakov / Bloomberg via Getty Images
Yandex N.V. в отчете за 2023 год заметно сузила описание отраслевого законодательства для российской части бизнеса, продажу которой акционеры одобрили в марте. Правовые риски в России стали играть второстепенную роль для голландской компании, констатируют юристы. А вступившие в силу резонансные поправки о штрафах за нарушение запрета продвижения ЛГБТК («международное общественное движение ЛГБТ» признано в России экстремистским и запрещено) и смены пола, о которых компания предупреждала в отчете за 2022 год и не включенные в отчет за 2023-й, по оценке аналитиков, незначительно повлияли на российский бизнес «Яндекса»

Пересмотр рисков

Голландская Yandex N.V. в своем отчете за 2023 год ограничила параграф об ответственности провайдеров онлайн-сервисов в России одной темой, следует из документа, направленного 26 апреля в Комиссию по ценным бумагам и биржам США (SEC). В нем сообщается о законе по регулированию рекомендательных технологий, вступившем в силу в минувшем октябре. Эти поправки, говорится в отчете, распространяются на широкий спектр услуг, предоставляемых поисковым сервисом и рекламной платформой «Яндекс Директ». Согласно закону, сервис должен предупреждать посетителей площадок об использовании рекомендательных технологий. Бизнес также обязан размещать информацию о правилах их применения и не использовать рекомендательные алгоритмы в нарушение прав пользователей. «Несоблюдение этих требований может привести к блокировке информационного ресурса», — указала Yandex N.V.

В отчете за 2022 год, поданном Yandex N.V. в SEC 20 апреля 2023 года, параграф об ответственности провайдеров интернет-сервисов содержал заметно больше информации.

Год назад компания из Нидерландов подробнее сообщала инвесторам о различных законах, которые вступили в силу в России и могут существенно повлиять на бизнес-операции. Среди них она упоминала законы об усилении регулирования социальных сетей, запрете размещения общедоступных персональных данных в интернете, уголовной ответственности за клевету в интернете, грозящей штрафом в 20% годового оборота, а также о создании государственной системы учета и хранения рекламы.

 

Yandex N.V. тогда также напоминала о законопроекте по регулированию больших данных, который разрабатывается с 2020 года. В случае принятия этот закон окажет масштабное воздействие на бизнес, которое в данный момент трудно оценить, предупреждала компания. Yandex N.V. сообщала и о законе о «приземлении» иностранных интернет-сервисов, неисполнение которого этими сервисами может обернуться запретом на размещение рекламы, что также повлияет и на «Яндекс». Наконец, в отчете за 2022 год Yandex N.V. предупредила о штрафах и блокировке сервисов за неисполнение закона о запретах продвижения ЛГБТК («международное движение ЛГБТ» признано в России экстремистским и запрещено), смены пола среди всех граждан России и о запрете демонстрации ЛГБТК-отношений и гендерных переходов среди несовершеннолетних. Этот закон вступил в силу в декабре 2022 года.

Резонансный закон

Закон о запрете ЛГБТ-пропаганды принимался на фоне заочной дискуссии председателя Госдумы Вячеслава Володина с госсекретарем США Энтони Блинкеном. Накануне голосования в Госдуме Блинкен на своей страницев соцсети Х (бывшая Twitter, заблокирована в России) Twitter (заблокирован в России) призвал депутатов отозвать законопроект. Но его утвердили единогласно. Вячеслав Володин назвал это «лучшим ответом Блинкену».

 

Закон о запрете ЛГБТ-пропаганды потребовал внесения серьезных изменений в некоторые давно вышедшие и новые фильмы и сериалы, идущие на телеканалах и в онлайн-кинотеатрах. Крупнейшим из них остается «Кинопоиск» «Яндекса». По данным «TMT Консалтинга», у «Кинопоиска» на конец 2023 года было 11 млн платящих подписчиков, сервис занял 30% рынка по доходам.

По закону, владельцы онлайн-кинотеатров, которые входят в реестр аудиовизуальных сервисов (АВС) Роскомнадзора (РКН), «обязаны самостоятельно выявлять и исключать» все материалы с ЛГБТ-пропагандой, рассказала Forbes представитель РКН. АВС также обязаны распространять аудиовизуальные произведения с демонстрацией ЛГБТ с маркировкой 18+. За нарушения должностным лицам грозят штрафы до 400 000 рублей, а юридическим — до 4 млн рублей или приостановление деятельности компании на срок до 90 суток.

Представители сервисов пытались исполнить требования, в том числе удаляя запрещенный контент вручную. Это приводило к жалобам со стороны подписчиков. Сервисам также приходилось самостоятельно повышать возрастной рейтинг фильмов, изначально установленный в прокатном удостоверении Минкульта.

 

В ноябре 2023 года к закону и подзаконным актам о запрете ЛГБТ-пропаганды добавилось решение Верховного суда (ВС) России. ВС признал «международное общественное движение ЛГБТ» экстремистской организацией и запретил его деятельность в России. Это решение поставило новые задачи по редактированию мультфильмов с изображением радуги.

За время действия закона РКН составил 60 административных протоколов за демонстрацию нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних и 10 протоколов за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений в отношении АВС, суды по протоколам назначили нарушителям штрафы, сообщила Forbes представитель РКН. 

Общий размер штрафов за демонстрацию нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних составил 39,1 млн рублей, сумма штрафов за пропаганду ЛГБТ — 3,4 млн рублей, отметили в РКН. 

«В отношении онлайн-кинотеатра «Кинопоиск» РКН составил восемь административных протоколов за демонстрацию нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних. Суды назначили штрафы, общая сумма которых составила 4,8 млн рублей. За пропаганду ЛГБТ в отношении «Кинопоиска» составлено четыре протокола. Сумма назначенных судами штрафов по этой статье превысила 2,2 млн рублей», — сообщила представитель РКН.

Представители Yandex N.V. и российского «Яндекса» не стали пояснять, почему параграф об ответственности провайдеров онлайн-сервисов в отчете по форме 20-F был сокращен. «Измененный формат связан с текущей реструктуризацией — продажей бизнеса в России», — добавил собеседник, близкий к Yandex N.V.

 

7 марта акционеры Yandex N.V., самый большой пакет голосующих акций которой принадлежит семейному трасту миллиардера Аркадия Воложа, одобрили продажу российского «Яндекса» консорциуму инвесторов. Первый этап сделки, после которого консорциум получит 68% «Яндекса», состоится в ближайшие недели, ожидает голландская компания. Окончательное закрытие сделки и передача оставшихся акций ожидается в течение семи недель после первого этапа. Yandex N.V. сменит название и сохранит себе четыре международных стартапа и дата-центр в Финляндии.

«Штрафы не несут стратегической проблемы»

Аналитики, опрошенные Forbes, также связывают сокращение параграфа об ответственности провайдеров онлайн-сервисов с продажей бизнеса Yandex N.V. в России, а отсутствие в годовом отчете подробностей о запретах ЛГБТ-пропаганды и «международного движения ЛГБТ» в России — с незначительным влиянием этих ограничений на бизнес компании.

20-F готовится аудиторами и юристами, причем американскими, и одобряется всем высшим руководством компании, напоминает партнер компании CLS Павел Карпунин. Факторы риска в такой отчетности описываются, как правило, «заглядывая вперед», и при этом всегда применяется стандарт материальности, поясняет он. Сейчас самые существенные риски для Yandex связаны как раз с продажей бизнеса в России, поэтому они указаны первыми, отмечает Карпунин. 

«Юристы, видимо, посчитали, что если продажи не будет, то на фоне других проблем вопросы регулирования ЛГБТ-контента не будут существенными, — отмечает Павел Карпунин. — Второй момент: естественно, имеет смысл сузить перечень факторов риска, связанного с бизнесом, который продается. Риски российского бизнеса в будущем сейчас играют второстепенную роль в формировании цены акций голландской компании». 

 

Год назад SEC одобрила специальные поправки в правила заполнения конфиденциальной отчетности с целью повышения уровня надзора за финансовой стабильностью для защиты прав инвесторов, напоминает старший партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Константин Добрынин. Поэтому не отражать события, в частности законодательные, которые могут привести к рискам и теоретически убыткам, выглядит сомнительным решением, полагает юрист. 

При этом он не исключает, что позиция компании состоит в том, что в 2022 году она уже сообщила о вступлении закона о запрете ЛГБТ-пропаганды в силу как о новом факте. «В 2023 году закон продолжал действовать, то есть формально каких-то изменений, о которых эмитент обязан информировать инвесторов, в этом контексте как будто не наступило», — рассуждает Константин Добрынин. «Мне не кажется, что это ошибка, это, скорее, выглядит как сознательное решение, и, очевидно, это вызвано желанием компании выглядеть привлекательнее и менее рискованно в глазах инвесторов, не делая на этом чрезмерный акцент самостоятельно», — пояснил он.

По словам руководителя направления «Разрешение IT&LP споров» юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Ярослава Шицле, законодательство в сфере запрета ЛГБТ-пропаганды «в целом создает естественные риски штрафов и усиленного контроля со стороны надзорных органов». Но для «Яндекса» эти риски нельзя назвать значительно высокими, добавляет он.

Голландская Yandex N.V. продала российский бизнес, ее больше не интересуют связанные с ним проблемы, констатирует гендиректор TelecomDaily Денис Кусков: «Мне кажется, они уже этот ломоть отрезали». Видеосервисы уже знакомы с новыми правилами, продолжает Денис Кусков, а сервисы Okko, «Триколор», «Иви», START и другие, по его словам, попали под действие закона о запрете ЛГБТ-пропаганды. «Видеосервисы платят штрафы, но они не заоблачные, это не полбизнеса компании за год. Они чуть уменьшают маржинальность, но не несут стратегической проблемы», — рассуждает Кусков.

 

Перед отраслью видеосервисов недавно возник новый риск, который содержится в проекте стратегии развития рынка телевещания, отмечает аналитик. Речь о предложении изменить схему трансляции федеральных телеканалов через стриминги, поясняет он: «И этот риск сейчас куда более правдоподобный, чем все остальные».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+