«Яндекс Маркет» покраснеет: компания проведет ребрендинг торговой платформы
«Маркет» станет красным
«Яндекс Маркет» в среду, 24 апреля, начинает обновление собственного бренда, сообщили Forbes в компании. «Яндекс» представит новый визуальный стиль маркетплейса, логотип и обновленную главную страницу его сайта. Доминирующим цветом бренда «Яндекс Маркет» будет красный, рассказал Forbes руководитель сервиса и глава е-ком-направления «Яндекса» Роман Маресов. Например, иконка мобильного приложения торговой платформы будет красного цвета с желтой буквой «М», убедился Forbes. До ребрендинга основным цветом иконки был желтый с черной «эмкой».
Ребрендинг «Яндекс Маркета» пройдет в несколько этапов в течение этого года. На первом этапе сервис обновит интерфейс на сайте, в его мобильной версии и в приложении. В апреле маркетплейс поменяет оформление части уже существующих пунктов выдачи заказов (ПВЗ) и начнет открывать новые ПВЗ в новом стиле.
На текущий момент у торговой платформы, согласно данным на ее сайте для продавцов, 13 000 ПВЗ по всей стране. Из них, по данным на конец IV квартала 2023 года, брендированными были 10 000 точек.
Обновление вывесок уже существующих пунктов выдачи заказов «Яндекс Маркета» (ПВЗ) будет происходить «в течение года в спокойном темпе», говорит Маресов. Всего нужно будет заменить до 10 000 вывесок, добавил он. «Для действующих пунктов вывеска и ее доставка будут бесплатными, и стоимость услуг демонтажа старой и монтажа новой вывески компенсирует «Маркет», — сообщила Forbes представитель торговой платформы. По ее словам, компания также оплатит смену униформы курьеров сервиса. Их число она не уточнила.
По словам Романа Маресова, изменение бренда «Яндекс Маркета» потребует перекраски около 3000 автомобилей, которые доставляют заказы. Обновление фур, как ПВЗ, логистических объектов и других офлайн-носителей бренда маркетплейс также планирует завершить до конца 2024 года, следует из его сообщения.
Стоимость ребрендинга Маресов не раскрыл. По его словам, обновление бренда будет происходить за счет годового бюджета на маркетинг, который согласовал совет директоров «Яндекса». «Бюджет на маркетинг сервиса не увеличился из-за ребрендинга», — сообщил он.
Текущий ребрендинг «Яндекс Маркета» — первый за три года. До этого обновление фирменного стиля маркетплейса прошло в феврале 2021 года. Перед этим в 2020 году «Яндекс» по итогам разделения активов со «Сбером» стал полноправным владельцем «Яндекс Маркета». Тогда компания и представила иконку с «динамичной буквой «М».
У предыдущего бренда «Яндекс Маркета» «есть проблема» — он практически «визуально не существовал для пользователей», рассуждает Маресов. «Автомобили и курьеры «Маркета» в фирменном желтом цвете визуально сливаются с символикой других сервисов «Яндекса» — «Еды» и «Такси». Например, проезжает водитель такси с рекламой «Маркета» на машине, но прохожий считывает, что это именно «Такси». То же самое с «Едой»: когда люди видят на улице курьера «Еды» или «Маркета», они не всегда ассоциируют брендинг его формы с соответствующим сервисом», — приводит пример он.
«Получается, что мы вкладываем много сил и денег в офлайн-носители, которые помогают расти brand awareness (с англ. — «узнаваемость бренда». — Forbes) «Такси» и «Еды». У обоих сервисов этот показатель и так близок к 100%, а «Маркету» это не помогает. На сегодня нет решения с текущей айдентикой, в частности с желтым цветом, благодаря которой можно эту проблему решить. Поэтому нам нужно было обновить цвет: у «Яндекса» исторически есть два цвета — желтый и красный... Мы перебрали множество вариантов. Если есть цвет «Яндекса», яркий в городской среде и в то же время понятный пользователю, то нужно его использовать. Поэтому «Маркет» станет красным, и из-за большого количества наших офлайн-носителей это может заметно изменить городскую среду в визуальном плане», — пояснил Роман Маресов.
Ребрендинг маркетплейсов
«Яндекс Маркет» не единственный маркетплейс, выбравший красный цвет для своего бренда. Сочетание красного с желтым также стало фирменным для нового бренда маркетплейса «Магнит Маркет», принадлежащего ретейлеру «Магнит». Этот маркетплейс ранее назывался KazanExpress. В 2023 году он занял, по данным Data Insight, 39-е место в России по онлайн-выручке, достигшей 17,6 млрд рублей. И его новый бренд «Магнит Маркет» был представлен буквально на минувшей неделе. «Компании из разных отраслей со схожими фирменными цветами успешно сосуществуют, сохраняя свой уникальный и легко узнаваемый бренд», — прокомментировала пересечение по цветовой гамме представитель «Яндекс Маркета».
«Яндекс Маркет» по итогам 2023 года занял третье место в топ-100 российских онлайн-магазинов, составленном Data Insight. Онлайн-продажи платформы достигли 370,6 млрд рублей. На втором месте в рейтинге — Ozon (1,369 трлн рублей), на первом — Wildberries (2,143 трлн рублей). Четвертое место в рейтинге в минувшем году впервые занял «Мегамаркет» с показателем онлайн-выручки 312,7 млрд рублей.
Бренд «Мегамаркет» вышел на рынок в 2023 году, ранее маркетплейс назывался «Сбермегамаркет». Ozon представил свой новый бренд в 2019 году, добавив в оформление малиновый цвет и убрав «.ru» из названия. В 2022 году Ozon провел ребрендинг сервиса Ozon Express, сменив его название на Ozon Fresh.
В апреле 2023 года владелица Wildberries богатейшая женщина России Татьяна Бакальчук рассказала о «плавном ребрендинге» маркетплейса. Но в феврале этого года она не подтвердила этот план. «Бренд должен все равно обновляться. Но речи об обновлении логотипа и ребрендинге не идет», — сообщила Бакальчук (цитата РИА «Новости»).
Что думают аналитики
По сложившейся на рынке практике дизайн и очертания логотипов должны «осовремениваться» примерно раз в четыре года, рассказала Forbes Ирина Болотова, эксперт сервиса по организации торгового пространства «Про.Сторы». По ее словам, красный цвет, который выбрал фирменным «Яндекс Маркет», — один из самых ярких и привлекающих внимание цветов, «обычно говорящих о невысокой цене».
«То, что конкуренты имеют похожие цвета, — это довольно часто встречающаяся история. В принципе, очень много логотипов имеют красный цвет, это не что-то уникальное, все будет зависеть от того, как они это используют. Думаю, такому бренду, как «Яндекс Маркет», можно не бояться пересечений с другими конкурентами, они смогут это вытащить вперед, очень интересно посмотреть на результат», — считает Ирина Болотова.
Замена вывесок и смена униформы курьеров в ходе ребрендинга обычно делается «очень медленно и постепенно», отмечает Ирина Болотова. Например, установка новых вывесок на 15 000 магазинов «Пятерочка» в рамках программы реновации заняла несколько лет, приводит пример она. Масштабная замена носителей бренда «Яндекс Маркета» может обойтись в миллиарды рублей, но, скорее, ребрендинг будет сделан «оптимизационным способом», ожидает Болотова.
«Если говорить о ребрендинге, я бы не обращал особое внимание на конкретные цветовые изменения, — комментирует гендиректор «INFOline-Аналитики» Михаил Бурмистров. — Вполне логично, что «Маркет» взял исторический красный цвет «Яндекса», сохранив при этом свой желтый в айдентике. На этом фоне интереснее, что «Яндекс» сейчас в целом меняет стратегию и формирует комплексную интеграцию всех ключевых бизнесов компании, которые работают в e-commerce. Так, сейчас происходит трансформация не только у «Маркета», но и, например, у «Маркет Деливери» (бывший Delivery Club. — Forbes), приложение стало практически идентичным «Яндекс Еде». По его мнению, бренд «Маркета» в ПВЗ будет обновляться плавно, потому что пункты выдачи — партнерские. «Что касается переодевания курьеров, то тоже, мне кажется, что этот процесс будет плавным. Поэтому серьезные разовые издержки, скорее, относятся к разработке визуальных решений», — рассуждает аналитик.