Беспилотный проект: государство сокращает бюджет на развитие индустрии дронов
Новые задачи
Нацпроект по развитию беспилотных авиационных систем (БАС), запущенный в январе 2024 года, получит меньше бюджетных средств, чем предполагалось ранее, рассказал Forbes источник в кабинете министров. По его словам, новые параметры нацпроекта БАС рассматривались на совещании в правительстве, которое прошло вскоре после послания президента Федеральному собранию, состоявшегося 29 февраля. Это совещание было посвящено выполнению новых задач по итогам послания и их согласованию с действующими нацпроектами, уточнил собеседник Forbes.
Текущий объем финансирования нацпроекта БАС в 2024–2030 годы составляет 713,7 млрд рублей. Это следует из презентации первого вице-премьера Андрея Белоусова к этому совещанию (есть у Forbes). Сумма финансирования включает 559,5 млрд рублей из федерального бюджета, 41 млрд рублей — из региональных бюджетов и 113,2 млрд рублей из внебюджетных источников.
Бюджетная разверстка
Средства федерального бюджета в рамках нацпроекта БАС предлагается распределить по пяти федеральным проектам, следует из презентации Белоусова.
- 173,8 млрд рублей заложено на разработку, стандартизацию и серийное производство БАС и комплектующих. Для этого разработчикам и производителям предложат субсидии. Также должна появиться сеть научно-производственных центров и цифровая платформа разработчиков, производителей и эксплуатантов.
- 166,9 млрд рублей предусмотрено на стимулирование спроса на отечественные БАС. Согласно проекту, на беспилотники должен сформироваться «государственный гражданский заказ». Потребителей поддержат субсидиями и льготным лизингом, говорится в презентации.
- 152,6 млрд рублей запланировано на федеральный проект, по которому будет развиваться инфраструктура связи, контроля и управления БАС, а также инфраструктура аэропортов. Проект также предусматривает разработку нормативного регулирования безопасности и доступа к осуществлению полетов, а также «оптимизацию сертификации БАС».
- 44,4 млрд рублей будет направлено на поддержку НИОКР по перспективным направлениям.
- 21,8 млрд рублей выделяются на образовательные программы всех уровней образования, а также на цифровой реестр кадров.
В числе целей нацпроекта, согласно презентации, указаны:
- увеличение доли отечественных беспилотников на российском рынке до 70,3% в 2030 году (с 41,5% в 2024 году);
- повышение количества произведенных российских беспилотников массой свыше 1 кг до 32 500 единиц в 2030 году (с 11 700 единиц в 2024 году);
- рост числа сертифицированных типов беспилотников до 30 в 2030 году (с 10 в 2024 году);
- сокращение времени получения доступа к использованию воздушного пространства до двух часов в 2030 году (со 120 часов в текущем году);
- доведение числа специалистов в сфере разработки, производства и эксплуатации беспилотников в едином реестре кадров БАС до 1 млн человек в 2030 году (в текущем году, согласно презентации, таких специалистов нет).
«Балансировка портфеля»
Указанный в презентации Белоусова объем финансирования нацпроекта БАС на 184,7 млрд рублей меньше исходного общего бюджета нацпроекта БАС, анонсированного в СМИ в августе 2023 года. Расходы федерального бюджета, согласно презентации, снижаются на 137,4 млрд рублей.
На этапе проектирования совокупные вложения (федеральные, региональные и внебюджетные) в развитие гражданских БАС в России до 2030 года планировались в объеме 898,4 млрд рублей, писали в августе 2023-го «Ведомости». Основное финансирование идет от государства. Из федерального бюджета будет выделено 696,9 млрд рублей, отмечало издание. Эта цифра была актуальна как минимум до начала текущего года. О том, что объем финансирования нацпроекта за счет бюджетных средств до 2030 года составит «почти 700 млрд рублей», в январе сообщал ТАСС со ссылкой на представителя секретариата Белоусова.
Хотя на 8 апреля, по данным портала бюджетной системы, финансовое обеспечение реализации нацпроекта в период с 2024 по 2030 год составляет лишь 109,11 млрд рублей.
В то же время финансирование нацпроекта государством именно в текущем году, напротив, может вырасти на 100 млн рублей. Согласно презентации Белоусова, расход федерального бюджета по нацпроекту составляет 46,5 млрд рублей. Тогда как в январе представитель Белоусова сообщал ТАСС о выделении в 2024 году 46,4 млрд рублей.
На текущий момент происходит общая балансировка портфеля национальных проектов с учетом положений послания президента России, сообщил источник Forbes в правительстве. «Исходя из поставленных президентом новых целей и задач и с учетом ресурсов бюджетной системы осуществляются предварительные расчеты по уточнению бюджета национального проекта БАС на период 2027–2030 годов. На 2024-й, 2025-й и 2026 год бюджет нацпроекта изменять не планируется. Окончательные решения будут приниматься в рамках бюджетного процесса в 2025–2027 годах», — пояснил источник в правительстве.
На какие цели будут перераспределены изъятые из нацпроекта БАС средства, собеседник Forbes не знает. По его словам, этот вопрос будет решаться в июне — октябре при окончательном рассмотрении нацпроектов и формировании бюджета на 2025–2027 годы.
Ранее и сам нацпроект БАС пополнялся за счет других бюджетных инициатив. Как писал Forbes в сентябре 2023 года, правительство решило переадресовать на него почти 200 млрд рублей из нацпроекта «Экология».
Forbes направил запросы дежурному пресс-службы правительства и в Минпромторг, назначенный ответственным исполнителем нацпроекта БАС. Также Forbes направил запрос в Минфин.
«За пилотируемой авиацией останется только перевозка людей»
Представитель одного из разработчиков БАС рассказал Forbes, что в компании пока не заметили сокращения общего бюджета нацпроекта. Работа по нацпроекту БАС уже идет, подтвердил собеседник Forbes.
Сегодня гражданские БАС уже выполняют мониторинговые миссии в ТЭК, строительстве, в природопользовании, контролируют различную транспортную инфраструктуру, осуществляют летные проверки аэронавигационного оборудования, перечисляет сферы применения БАС генеральный директор и основатель компании «Флай Дрон» Никита Данилов. «С помощью дронов проводится не только аэрофотосъемка для картографирования, но и обычная воздушная съемка различных мероприятий, в том числе в интересах медиа и шоу-бизнеса. Дрон-рейсинг в настоящее время стал полноправным видом спорта с определенной коммерческой составляющей, — говорит он. — Дроны задействованы в охранном бизнесе, а также при проведении поисково-спасательных работ. Очень активно беспилотники используются в сельском хозяйстве, в экспериментальном порядке начато их использование в логистике».
9 апреля Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) объявила о старте программы льготного лизинга беспилотников. Ранее на этой неделе ГТЛК получила из бюджета 2,5 млрд рублей на эту программу. А общий объем программы льготного лизинга с учетом внебюджетного финансирования на 2024 год составляет 3,1 млрд рублей.
Обязательное требование для всех производителей, желающих участвовать в программе, — прохождение квалификационного отбора, включающего оценку возможностей производства, сообщила Forbes руководитель пресс-службы ГТЛК Галина Абдуллина. «На данный момент отбор прошли 23 производителя с рядом моделей, поданы заявки на участие в отборе от еще семи производителей для расширения пула квалифицированных производителей», — рассказала она.
В последние годы инфраструктура беспилотной авиации «серьезно развивается», сообщил Алексей Варятченко, генеральный директор ООО «БАС», основанного ГТЛК и фондом Национальной технологической инициативы. Строятся посадочные площадки в отдаленных регионах, создается необходимая структура связи, уточняет Варятченко. С 2023 года существует регулярный беспилотный грузовой маршрут в Ямало-Ненецком автономном округе, реализуемый для решения задач грузоперевозки ООО «Газпромнефть-Снабжение», приводит пример он. По его словам, в ближайшее время сеть таких маршрутов будет существенно расширяться, в том числе при участии флота и специалистов возглавляемой им компании. Темпы развития инфраструктуры БАС в последующие годы также будут нарастать в соответствии с возрастающей потребностью, полагает Варятченко.
Цель нацпроекта — технологический суверенитет в области БАС, указывает коммерческий директор компании «Лаборатория будущего» Павел Камнев. По мнению генерального директора «Курсир» (занимается разработкой дронов) Виталия Мунирова, его реализация позволит оборудовать площадки для БАС, создать систему управления и линию связи, обеспечить навигацию и мониторинг и многое другое: «То есть создать все необходимые условия, чтобы дроны летали не только эффективно, но и безопасно. Эта работа затронет все регионы».
На сегодня более 90% проектов в области БАС финансируют частные инвесторы, оценивает Никита Данилов. «Например, практически все компании, которые, подобно нашей, занимаются созданием инфраструктуры для БАС, были созданы в частном инициативном порядке. Исключения лишь подтверждают общее правило. Во многом похожая ситуация и с производством БАС», — размышляет Данилов.
При этом он считает сомнительными проекты строительства за счет бюджетных средств взлетно-посадочных площадок для беспилотников в каждом крупном аэропорту. «Тратить на финансирование таких проектов значительные суммы из госбюджета совершенно необязательно, такого рода расходы как раз и имеет смысл реализовать как инвестиционные проекты, — рассуждает Данилов. — Ведь одно из экономических преимуществ дронов в том, что взлетать и садиться они могут не только на аэродромах. Дронам нужна наземная инфраструктура другого плана — компактные дронопорты, системы мониторинга полетов и так далее».
Чтобы отрасль развивалась, наряду с разработкой новых беспилотных воздушных средств (БВС), наземных площадок и дронопортов требуется также развитие связной инфраструктуры, авионики и автоматизированных цифровых платформ, считает Андрей Яблоков, заместитель генерального директора НИЦ «Аэроскрипт». Это нужно для эффективного и безопасного обеспечения полетов большого количества беспилотников, отмечает он.
Для обеспечения связью беспилотников потребуется комбинация инфраструктуры спутниковой группировки, наземной сотовой и специализированной связной инфраструктуры, полагает Яблоков. «Даже при текущей низкой интенсивности полетов БВС возникают конфликты между пилотируемыми и беспилотными воздушными судами. Ключевым барьером являются технологии предупреждения конфликтов, и здесь не обойтись без цифровых платформ», — рассуждает он.
С развитием технологий спектр применения дронов будет только расширяться, уверен Яблоков. «Перспективным является рынок аэрологистики, городской мобильности. Для примера, в Африке с одного логистического центра за год выполняется такое же количество полетов, как и в России. Мы считаем, что с 2035 года за пилотируемой авиацией останется только перевозка людей. Все остальные задачи будут выполнять беспилотники», — заключает эксперт.
При участии Романа Рожкова