Трубка дымит: почему телефонного спама не становится меньше
Активность растет
Поправки в КоАП о штрафах за телефонный и интернет-спам президент подписал 6 апреля. Они предусматривают наложение взысканий за нарушение требований к рекламе, распространяемой по сетям электросвязи (сети мобильной связи и фиксированной телефонии, включая мессенджеры), в размере 10 000-20 000 рублей для физлиц и 300 000-1 млн рублей для юрлиц. При этом бремя доказывания факта согласия получателя лежит на распространителе рекламы. Ранее штрафы составляли до 2500 рублей для физлиц и до 500 000 рублей для юрлиц.
Проблема телефонного спама для россиян стоит довольно остро: несмотря на меры по борьбе с ним, его количество не уменьшается. Согласно опросу TelecomDaily, 77,4% россиян получали звонки от спамеров. Каждый день россияне получают до 15 млн мошеннических телефонных звонков, включая звонки через мессенджеры, заявил заместитель председателя Сбербанка Станислав Кузнецов в феврале 2024 года на форуме «Кибербезопасность в финансах» в Екатеринбурге.
В «Вымпелкоме» (бренд билайн) отметили, что фиксируют значительный рост объема звонков от спамеров, в том числе с помощью автодозвонов. «Точно оценить долю таких звонков сложно, существенная их часть генерируется автоматизированными системами, что требует от операторов принятия эффективных мер противодействия подобным вызовам. Оператор с помощью ИИ анализирует трафик на предмет аномальной активности: всплеск звонков из нехарактерных локаций, звонки от отечественных номеров, находящихся за границей», — добавили в компании.
Активность спамеров за год выросла на 52%, поделились оценкой в «Мегафоне». Оператор также выявляет подозрительные вызовы с помощью аналитических алгоритмов и отсеивает их в автоматическом режиме. «Под блокировку оператором попадает наибольшая часть таких звонков», — заверили там.
Активнее всего через телефонные обзвоны продвигают свои услуги банки, микрофинансовые организации, стоматологические клиники, агентства недвижимости, коллекторы, салоны красоты и компании, которые предлагают заработок в интернете, перечисляют в МТС.
Контроль и надзор в сфере рекламы возложен на Федеральную антимонопольную службу (ФАС), напоминают в Роскомнадзоре (РКН), добавляя, что сам РКН поддерживает меры, направленные на борьбу со спам-рекламой. В 2022 году ФАС России и ее территориальные органы выявили 1281 нарушение по статье 18 закона «О рекламе», а в 2023 году — 1365 нарушений, рассказали в службе. В 2023 году такие нарушения (спам) составили 31,9% от всего объема нарушений закона «О рекламе», добавили там.
Еще летом 2021 года ФАС и мобильные операторы подписали меморандум по защите от незаконных звонков. Для защиты от таких звонков операторы разработали «технические решения и алгоритмы, блокирующие поступление спам-звонков» на основе искусственного интеллекта (ИИ). Используя эту всероссийскую антиспам-систему, абоненты, которые подвергаются атакам автодозвонщиков, могут пожаловаться на номера, с которых поступают звонки для дальнейшей блокировки их операторами, пояснила старший юрист практики «Цифровое и IT-право» компании «Лемчик, Крупский и партнеры» Анастасия Солдатова. Минцифры также в конце 2022 года разработало механизм блокирования номера, с которого осуществляется автодозвон, его оператором связи самостоятельно при помощи специального софта, добавила она.
Острая необходимость
Само по себе усиление ответственности за массовые автодозвоны и добавление в КоАП нового, специального состава нарушения, предусматривающего ответственность за нарушение рекламного законодательства, — полезная мера, считает юрисконсульт практики интеллектуальной собственности юридической компании ЭБР, эксперт образовательной платформы Moscow Digital School Игорь Чувствинов. Однако оценивать эффективность и работоспособность мер следует в перспективе и в совокупности с другими мерами, добавил он.
Ключевой момент в привлечении к ответственности за незаконную рекламу — доказательство наличия или отсутствия согласия на получение рекламы, отметила Анастасия Солдатова. Помимо ФАС, спамеров, по ее словам, может привлечь к ответственности и РКН — за незаконную обработку персональных данных получателей рассылки. В таком случае максимальный размер штрафа может достигать 1,5 млн рублей за отсутствие письменной формы согласия на обработку персональных данных.
Запрет на спам-звонки существовал и ранее, однако с колоссальным ростом нежелательных звонков необходимость в ограничении входящего потока звонков становится все острее. «И это понятно: бизнесу критически важно продвигать свои товары и услуги на рынке, а сервис автодозвонов — востребованный инструмент продвижения», — говорит директор юридического департамента DRC Ольга Захарова. Практика привлечения к ответственности за спам-звонки, по ее словам, существует и сегодня, «но она не обширна».
При этом в зону риска попадают также все физлица, которые рекламируют, производят или распространяют рекламу, поясняет Ольга Захарова. «На практике бизнес широко использует услуги фрилансеров, действующих в статусе самозанятых, для продвижения товаров и услуг, которые и распространяют рекламу. Настройка бота автодозвона, который ведет на рекламодателя физического лица, который, к примеру, продает свой курс или наставничество, подвергает это лицо риску», — говорит она. Должностные лица юридического лица-нарушителя также могут быть признаны субъектами административного правонарушения, добавляет юрист.
Холодный обзвон
Важно учитывать и сложности в процессе привлечения к ответственности: для этого необходимо зафиксировать разговор, иметь аудиозапись — само по себе это уже препятствие, поясняет управляющий партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Алексей Добрынин. Кроме того, необходимо удостовериться в направленности такого звонка, действительно ли это был спам, добавляет он: «Из-за незначительных штрафов привлечение с помощью такой рекламы потребителей выгодно для спамеров. Суммы за редким исключением не превышают 40 000-50 000 рублей. Доходы же с привлеченных клиентов с помощью такой рекламы в десятки раз больше».
Часто рекламными звонками занимаются компании на аутсорсе, указывает руководитель отдела реагирования и цифровой криминалистики Angara Security Никита Леокумович. «Создается компания, которая якобы предоставляет маркетинговые услуги и предлагает услуги холодных звонков тем же банкам, страховым компаниям, ретейлу, — говорит он. — Такие организации сложно привлечь к ответственности, нужно иметь запись разговора, указать наименование компании, совершившей звонок, в жалобе». Поэтому жалоб на такую рекламу единицы, и даже если на компанию накладывают штраф, ее доходы вполне позволяют его покрыть и остаться в плюсе, заключает Леокумович.
При этом спамерам сегодня нередко помогает и искусственный интеллект: они учатся обходить антифрод-системы операторов, используя его возможности, обращает внимание аналитик профильного Telegram-канала abloud62 Алексей Бойко. Например, чтобы телефонный номер не был замечен в аномальной активности, они используют пул сразу из сотен номеров, добавляет он. «К тому же компания может обзванивать своих клиентов — тех, кто не убрал галочку, когда оформлял скидочную карту, личный кабинет или заполнял какую-либо анкету. Таким «жертвам» можно законно звонить с рекламой, и оператор не должен блокировать такие звонки», — рассуждает аналитик.
Впрочем, по его мнению, меры по защите от спама работают эффективно: без них было бы на «несколько миллионов звонков в месяц больше», считает он. «Борьба ведется с переменным успехом, спамеры применяют новые приемы, операторы находят меры противодействия. Так и будет, вероятно, в дальнейшем», — резюмирует Бойко.