Ценное приложение: как поменялась мобильная разработка в России за последние 15 лет
Зарождение мобильной разработки как рынка
Первые магазины приложений появились в 2008 году — в июле стартовал App Store от Apple, а уже в октябре Google запустила Android Market, который затем станет Google Play. В начале 2010-х россияне активно начали покупать смартфоны с опцией скачивания аппов. Сразу стали формироваться маленькие студии, которые исследовали возможности создания мобильных приложений. Например, Touch Instinct выросла из геолокационной игры GeoPoly — ее делали просто потому, что было интересно самим что-то создать. Именно из таких проектов появились первые студии разработки: позже они переквалифицировались со своих продуктов на заказчиков.
Тогда же, в начале 2010-х, первые банковские сервисы выпустили Сбербанк, ВТБ, Альфа-банк, UniCredit и «Тинькофф». Из функций пользователям сначала были доступны лишь просмотр баланса и истории трансакций.
Рынок мобильной разработки уже начал формироваться, но бизнес еще не понимал потенциал приложений. Поэтому инициатива — и экспертиза — были на стороне независимых разработчиков и небольших студий, которые искали новые способы взаимодействия с пользователями и придумывали первые решения для интерфейсов.
Появление первых отраслевых премий
С распространением в обиходе более мощных смартфонов выросла и доля трафика с них. К тому же параллельно развивались технологии мобильного интернета и распространялись сети Wi-Fi, интернет стал быстрее. Это привело к новым возможностям для развития мобильных приложений. Рынок продолжал развиваться, заказчиков становилось больше, чем исполнителей. Правда, бизнесу было не совсем понятно, как выбирать студии для разработки собственных приложений.
С 2014 года стали появляться рейтинги, оценивающие компании, которые занимаются разработкой приложений: Ruward, Tagline, «Премия Рунета», «Золотое приложение», Clutch Russia. Бизнес, у которого не было знакомых разработчиков, мог найти здесь надежного подрядчика с опытом. А студии — возможность громко заявить о себе, показать экспертность, получить признание коллег по цеху.
Появление рейтингов можно считать закономерным процессом развития рынка. Системы оценки собирали и оценивали лучшие кейсы, формировали эталоны, объединяли игроков и устанавливали общие правила разработки мобильных приложений.
Переход ключевой экспертизы на сторону корпораций
До второй половины 2010-х не так много компаний видели потенциал мобильных приложений. Однако у людей все чаще стали появляться смартфоны и планшеты — постепенно начали формироваться цифровые привычки, запрос на сервис в онлайне. В этот период развития потребительского рынка в России корпорации осознали выгоду от собственных мобильных продуктов. На этот процесс наложился и общий тренд на цифровую трансформацию бизнеса.
Это привело к очередному витку роста спроса. Крупные технологические компании, в свою очередь, стали инициировать собственные IT-департаменты, курирующие мобильную разработку — где деньги, там и возможности. Начался новый этап в развитии мобильных приложений — переход экспертизы и компетенций на сторону заказчика. Отныне именно технологичные компании, а не студии оказывали большее влияние на вид конечного продукта.
В 2014-2015 годах появляется мобильный банкинг с привычными нам сегодня функциями, а главное — с удобным интерфейсом. Постоянная конкуренция стимулирует появление и развитие новых продуктов. Отныне тренды мобильной разработки задают банки и активно развивающийся финтех, который дополняет их продукты и дает толчок к развитию платежных сервисов. Также собственные приложения запускают e-commerce-компании вроде Wildberries и Ozon. Наряду с ними отрасль развивают сервисы «Яндекса» и Mail.ru Group. Цифровизируются «Почта России» и авиакомпании.
Вторую половину 2010-х характеризует также развитие EdTech. Появляются онлайн-курсы и школы, которые учат всех желающих разработке — в том числе мобильной. На молодых специалистов есть спрос, а выражение «войти в IT» еще не вызывает улыбок. Со временем онлайн-курсы заключают партнерства с цифровизированными компаниями, отправляя к ним стажироваться своих выпускников. Круг замыкается.
Пандемия и развитие аутстаффинга как индустрии
В 2020 году, когда люди были вынуждены сидеть по домам, ситуация на рынке изменилась. Сервисы доставки и маркетплейсы стали очень востребованными, развивались стриминги и платежные системы, приложения для онлайн-образования и бизнеса (например, видеоконференции, электронный документооборот).
Большие компании — «Яндекс», VK, банки, телеком-операторы — продолжают строить экосистемы. Появляются супераппы — приложения, объединяющие сразу несколько сервисов, — которые раньше считали исключительно азиатской моделью. Так, «Яндекс» объединил в сервис Go «Лавку», «Еду», «Такси» и «Маркет», а у «Сбера» можно найти не только банковские продукты, но и страховые, оплатить ЖКХ, узнать о скидках в «Сбермаркете», получить консультацию по выбору автомобиля или музыкальные рекомендации.
Вместе с изменением спроса на рынке закрепляется новая тенденция — аутстаффинг, то есть «аренда» IT-специалистов для реализации своих задач. Заказчик сохраняет контроль над проектом и экономит средства на рекрутинге, социальных взносах, бухгалтерии, расходах на учет кадров — и получает разработчика или целую команду.
Развитие аутстаффинга привело к тому, что сейчас большую долю доходов многих студий составляет поставка программистов в крупные IT-компании. Таким образом, первые практически перестали создавать приложения с нуля и предоставить комплексную услугу под ключ. Вторые сосредоточили у себя процессы разработки: они привлекают студии под конкретные задачи, если нужна экспертиза в определенной сфере или временное усиление штата.
Санкции, кадровый голод и альтернативные сторы
С февраля 2022 года сократился рынок вакансий IT-специалистов. Больше всего, согласно исследованию «Технократии», пострадала мобильная разработка. Так, в прошлом году на hh.ru стало на 9% меньше вакансий по отрасли в целом, на 24% — в мобильной разработке.
Ситуация связана, во-первых, с Apple и Google, которые запретили обновлять и публиковать платные приложения в своих сторах. Во-вторых, с рынка ушли иностранные компании, которые нанимали мобильных разработчиков на территории России. Всего с июня 2022 года количество вакансий Android-разработчиков сократилось на 20,5%, iOS-разработчиков — на 29,9%.
Санкции также привели к удалению приложений крупнейших российских банков. Последний раз это случилось с приложением «Сбера» в начале февраля 2024 года. От аналогичной проблемы страдают «Тинькофф», «Уралсиб» и другие игроки.
Выход видят в гибридных IT-решениях, сочетающих элементы веб- и мобильных технологий. Например, одним из первых в конце 2023 года такое запустил ВТБ. Их онлайн-банк, в основе которого лежит веб-версия, выглядит и работает одинаково на всех устройствах. Иконку можно установить на экран смартфона, а пользователю доступны те же функции, что и в мобильном приложении.
Еще одной возможностью называют альтернативные магазины приложений. Если у владельцев Android проблем не предвидится, то с iPhone сложнее. По закону о цифровых рынках, принятом в Европе, с марта Apple разрешит установку сторонних магазинов на iOS — правда, пока только в странах ЕС.
Будущее мобильной разработки в России
В обозримом будущем можно ожидать развития банковских веб-приложений и появления альтернативных сторов. Если смотреть немного дальше, похоже, что нативные приложения могут уступить место PWA (progressive web app — технология в веб-разработке, которая визуально и функционально трансформирует сайт в мобильное приложение. — Forbes). Для заказчика это будет дешевле — не нужно платить комиссию App Store и такие приложения не подвержены риску удаления, так как не были размещены на этой площадке. Из минусов: на сегодняшний момент они значительно уступают в качестве, скорости, функционале и их все еще могут заблокировать или ограничить к ним доступ.
На фоне санкций история мобильной разработки делает витиеватый круг и рискует вернуться к заветам Джобса. На заре iPhone основатель Apple называл веб-приложения «sweet solution», не предполагая сторы как индустрию бесконечных возможностей. Спустя практически 20 лет мы вновь видим PWA как достойную замену приложениям, а App Store лишается роли монополиста.
Пока продукция Apple продолжает пользоваться спросом у россиян, iOS-разработка будет жива. Из-за ограничений она может стать менее востребованной, и от IT-специалистов потребуется больше компетенций в создании веб-приложений. Поэтому начинающим специалистам не стоит бояться начинать изучать iOS-разработку — полностью с рынка она не исчезнет.
Для рынка Android-разработки мало что изменится. Несмотря на то что RuStore, магазин для Android-приложений, остается главным альтернативным стором, кардинальных перемен не произойдет.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора