К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Ценное приложение: как поменялась мобильная разработка в России за последние 15 лет

Фото Getty Images
Фото Getty Images
В начале марта Apple выпустила одно из самых масштабных обновлений iOS за всю историю: теперь пользователи могут официально скачивать приложения из альтернативных сторов и устанавливать замены Apple Pay. Хотя изменения пока касаются только ЕС, в России существует аналогичный тренд — правительство уже разрабатывает законопроект о разрешении устанавливать сторонние приложения. Проблема становится актуальнее на фоне отключения платежных решений. Если к отсутствию Apple Pay все привыкли, то на днях пользователи лишились возможности пользоваться и Samsung Pay. Генеральный директор Touch Instinct Дмитрий Костин в колонке для Forbes вспоминает вехи развития отечественной мобильной разработки и рассказывает, что происходит с ней сегодня

Зарождение мобильной разработки как рынка

Первые магазины приложений появились в 2008 году — в июле стартовал App Store от Apple, а уже в октябре Google запустила Android Market, который затем станет Google Play. В начале 2010-х россияне активно начали покупать смартфоны с опцией скачивания аппов. Сразу стали формироваться маленькие студии, которые исследовали возможности создания мобильных приложений. Например, Touch Instinct выросла из геолокационной игры GeoPoly — ее делали просто потому, что было интересно самим что-то создать. Именно из таких проектов появились первые студии разработки: позже они переквалифицировались со своих продуктов на заказчиков. 

Тогда же, в начале 2010-х, первые банковские сервисы выпустили Сбербанк, ВТБ, Альфа-банк, UniCredit и «Тинькофф». Из функций пользователям сначала были доступны лишь просмотр баланса и истории трансакций.

Рынок мобильной разработки уже начал формироваться, но бизнес еще не понимал потенциал приложений. Поэтому инициатива — и экспертиза — были на стороне независимых разработчиков и небольших студий, которые искали новые способы взаимодействия с пользователями и придумывали первые решения для интерфейсов. 

 
Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Появление первых отраслевых премий

С распространением в обиходе более мощных смартфонов выросла и доля трафика с них. К тому же параллельно развивались технологии мобильного интернета и распространялись сети Wi-Fi, интернет стал быстрее. Это привело к новым возможностям для развития мобильных приложений. Рынок продолжал развиваться, заказчиков становилось больше, чем исполнителей. Правда, бизнесу было не совсем понятно, как выбирать студии для разработки собственных приложений. 

С 2014 года стали появляться рейтинги, оценивающие компании, которые занимаются разработкой приложений: Ruward, Tagline, «Премия Рунета», «Золотое приложение», Clutch Russia. Бизнес, у которого не было знакомых разработчиков, мог найти здесь надежного подрядчика с опытом. А студии — возможность громко заявить о себе, показать экспертность, получить признание коллег по цеху. 

 

Появление рейтингов можно считать закономерным процессом развития рынка. Системы оценки собирали и оценивали лучшие кейсы, формировали эталоны, объединяли игроков и устанавливали общие правила разработки мобильных приложений. 

Переход ключевой экспертизы на сторону корпораций 

До второй половины 2010-х не так много компаний видели потенциал мобильных приложений. Однако у людей все чаще стали появляться смартфоны и планшеты — постепенно начали формироваться цифровые привычки, запрос на сервис в онлайне. В этот период развития потребительского рынка в России корпорации осознали выгоду от собственных мобильных продуктов. На этот процесс наложился и общий тренд на цифровую трансформацию бизнеса. 

Это привело к очередному витку роста спроса. Крупные технологические компании, в свою очередь, стали инициировать собственные IT-департаменты, курирующие мобильную разработку — где деньги, там и возможности. Начался новый этап в развитии мобильных приложений — переход экспертизы и компетенций на сторону заказчика. Отныне именно технологичные компании, а не студии оказывали большее влияние на вид конечного продукта.

 

В 2014-2015 годах появляется мобильный банкинг с привычными нам сегодня функциями, а главное — с удобным интерфейсом. Постоянная конкуренция стимулирует появление и развитие новых продуктов. Отныне тренды мобильной разработки задают банки и активно развивающийся финтех, который дополняет их продукты и дает толчок к развитию платежных сервисов. Также собственные приложения запускают e-commerce-компании вроде Wildberries и Ozon. Наряду с ними отрасль развивают сервисы «Яндекса» и Mail.ru Group. Цифровизируются «Почта России» и авиакомпании. 

Вторую половину 2010-х характеризует также развитие EdTech. Появляются онлайн-курсы и школы, которые учат всех желающих разработке — в том числе мобильной. На молодых специалистов есть спрос, а выражение «войти в IT» еще не вызывает улыбок. Со временем онлайн-курсы заключают партнерства с цифровизированными компаниями, отправляя к ним стажироваться своих выпускников. Круг замыкается. 

Пандемия и развитие аутстаффинга как индустрии

В 2020 году, когда люди были вынуждены сидеть по домам, ситуация на рынке изменилась. Сервисы доставки и маркетплейсы стали очень востребованными, развивались стриминги и платежные системы, приложения для онлайн-образования и бизнеса (например, видеоконференции, электронный документооборот). 

Большие компании — «Яндекс», VK, банки, телеком-операторы — продолжают строить экосистемы. Появляются супераппы — приложения, объединяющие сразу несколько сервисов, — которые раньше считали исключительно азиатской моделью. Так, «Яндекс» объединил в сервис Go «Лавку», «Еду», «Такси» и «Маркет», а у «Сбера» можно найти не только банковские продукты, но и страховые, оплатить ЖКХ, узнать о скидках в «Сбермаркете», получить консультацию по выбору автомобиля или музыкальные рекомендации.

Вместе с изменением спроса на рынке закрепляется новая тенденция — аутстаффинг, то есть «аренда» IT-специалистов для реализации своих задач. Заказчик сохраняет контроль над проектом и экономит средства на рекрутинге, социальных взносах, бухгалтерии, расходах на учет кадров — и получает разработчика или целую команду.

 

Развитие аутстаффинга привело к тому, что сейчас большую долю доходов многих студий составляет поставка программистов в крупные IT-компании. Таким образом, первые практически перестали создавать приложения с нуля и предоставить комплексную услугу под ключ. Вторые сосредоточили у себя процессы разработки: они привлекают студии под конкретные задачи, если нужна экспертиза в определенной сфере или временное усиление штата.

Санкции, кадровый голод и альтернативные сторы

С февраля 2022 года сократился рынок вакансий IT-специалистов. Больше всего, согласно исследованию «Технократии», пострадала мобильная разработка. Так, в прошлом году на hh.ru стало на 9% меньше вакансий по отрасли в целом, на 24% — в мобильной разработке. 

Ситуация связана, во-первых, с Apple и Google, которые запретили обновлять и публиковать платные приложения в своих сторах. Во-вторых, с рынка ушли иностранные компании, которые нанимали мобильных разработчиков на территории России. Всего с июня 2022 года количество вакансий Android-разработчиков сократилось на 20,5%, iOS-разработчиков — на 29,9%. 

Санкции также привели к удалению приложений крупнейших российских банков. Последний раз это случилось с приложением «Сбера» в начале февраля 2024 года. От аналогичной проблемы страдают «Тинькофф», «Уралсиб» и другие игроки. 

 

Выход видят в гибридных IT-решениях, сочетающих элементы веб- и мобильных технологий. Например, одним из первых в конце 2023 года такое запустил ВТБ. Их онлайн-банк, в основе которого лежит веб-версия, выглядит и работает одинаково на всех устройствах. Иконку можно установить на экран смартфона, а пользователю доступны те же функции, что и в мобильном приложении. 

Еще одной возможностью называют альтернативные магазины приложений. Если у владельцев Android проблем не предвидится, то с iPhone сложнее. По закону о цифровых рынках, принятом в Европе, с марта Apple разрешит установку сторонних магазинов на iOS — правда, пока только в странах ЕС.  

Будущее мобильной разработки в России

В обозримом будущем можно ожидать развития банковских веб-приложений и появления альтернативных сторов. Если  смотреть немного дальше, похоже, что нативные приложения могут уступить место PWA (progressive web app —  технология в веб-разработке, которая визуально и функционально трансформирует сайт в мобильное приложение. — Forbes). Для заказчика это будет дешевле — не нужно платить комиссию App Store и такие приложения не подвержены риску удаления, так как не были размещены на этой площадке. Из минусов: на сегодняшний момент они значительно уступают в качестве, скорости, функционале и их все еще могут заблокировать или ограничить к ним доступ.

На фоне санкций история мобильной разработки делает витиеватый круг и рискует вернуться к заветам Джобса. На заре iPhone основатель Apple называл веб-приложения «sweet solution», не предполагая сторы как индустрию бесконечных возможностей. Спустя практически 20 лет мы вновь видим PWA как достойную замену приложениям, а App Store лишается роли монополиста. 

 

Пока продукция Apple продолжает пользоваться спросом у россиян, iOS-разработка будет жива. Из-за ограничений она может стать менее востребованной, и от IT-специалистов потребуется больше компетенций в создании веб-приложений. Поэтому начинающим специалистам не стоит бояться начинать изучать iOS-разработку — полностью с рынка она не исчезнет. 

Для рынка Android-разработки мало что изменится. Несмотря на то что RuStore, магазин для Android-приложений, остается главным альтернативным стором, кардинальных перемен не произойдет. 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+