Китайская компания Xpeng не является крупнейшим производителем на конкурентном рынке электромобилей в стране, однако амбиции у нее в буквальном смысле слова до небес. В январе на выставке технологий CES (Consumer Electronics Show, Международная выставка потребительской электроники) в Лас-Вегасе XPeng Aeroht, дочерняя компания Xpeng, показала модель находящегося в разработке летающего автомобиля и заявила, что его поставки в Китае начнутся в конце 2025 года.
В отношении этих сроков существует большой скептицизм, тем более что в Китае отсутствует четкая нормативная база относительно летающих автомобилей. Обычные потребители, возможно, никогда не смогут получить разрешение управлять таким транспортным средством, но презентация модели в Лас-Вегасе может укрепить имидж Xpeng как автопроизводителя премиум-класса, использующего передовые технологии. Соучредитель компании Хэ Сяопэн сделал Xpeng одним из передовых китайских производителей электромобилей.
Хэ, председатель совета директоров и гендиректор компании, не присутствовал на CES и в настоящее время не дает никаких комментариев о летающих автомобилях. Миллиардер занят борьбой со все более жесткой конкуренцией в сфере производства электромобилей в Китае и реализацией амбициозных целей компании, зарегистрированной на бирже в Гонконге и Нью-Йорке. Хэ планирует вывести Xpeng на международный рынок, сделать компанию производителем электромобилей премиум-класса за рубежом, покончить с чередой убытков и стать одним из трех крупнейших производителей электромобилей в Китае к 2030 году (в 2023 году Xpeng не входила в десятку крупнейших автопроизводителей).
В прошлом году Хэ пережил кризис, вызванный жестокой ценовой войной, развязанной компанией Tesla, электромобили которой в Китае на 40% дешевле, чем в США. Чтобы поднять пошатнувшиеся продажи, Хэ представил новую модель G6 SUV, способную конкурировать с Tesla Model Y, и привлек в качестве инвестора Volkswagen. В июле немецкий автопроизводитель согласился инвестировать $700 млн и стать владельцем 4,99% акций Xpeng. Финансовые показатели Xpeng за весь год еще не опубликованы, однако в III квартале (последние доступные результаты) доход вырос на 25% по сравнению с предыдущим годом и составил 8,5 млрд юаней ($1,2 млрд). Тем не менее убытки компании достигли 3,9 млрд юаней.
«Препятствия на пути к цели открывают новые возможности, — сказал 47-летний гендиректор компании, базирующейся в Гуанчжоу, в эксклюзивном интервью в декабре в Пекине. — Если бы не трудности, я бы не был так решительно настроен на перемены». Миллиардер подтвердил это в недавнем письме сотрудникам, с которым ознакомился Forbes USA. В письме сообщалось о планах компании увеличить расходы на исследования и разработки на 40% (в 2023 году на исследования было выделено 5,2 млрд юаней) и нанять 4000 новых сотрудников.
В этом году конкуренция не станет мягче — в январе Tesla снизила цены на многих рынках, включая Китай. «Конкуренция в этом году будет очень-очень агрессивной», — говорит Ван Ханьян, шанхайский аналитик исследовательской фирмы 86Research, добавляя, что, несмотря на значительные успехи компании в конце 2023 года, «Xpeng все еще находится в трудном положении».
Председатель Хэ, выпускник факультета компьютерных наук Южно-Китайского технологического университета в Гуанчжоу, хорошо знаком с циклами подъемов и спадов. Первое предприятие уроженца Хубэя не было связано с автомобильным сектором. В 2004 году бывший сотрудник гонконгской компании Asia Info, занимающейся разработкой программного обеспечения, основал оператора мобильных браузеров UC Web. В 2014 году он продал фирму за $4,3 млрд компании Alibaba. Позднее гигант электронной коммерции стал инвестором Xpeng, которую Хэ основал в 2014 году, рассмотрев возможности зарождающегося в то время сектора электромобилей.
В 2018 году компания подготовила свою первую модель G3 SUV к серийному производству, однако потребительский спрос упал, поскольку китайское правительство сократило субсидии на покупку электромобилей. Чтобы выжить, Xpeng пришлось привлечь финансирование в размере $400 млн от инвесторов, включая частные инвестиционные компании и самого Хэ. В 2020 году компания вышла на биржу в Нью-Йорке и привлекла $1,5 млрд. В свое время стоимость акций компании выросла до $57 млрд — почти больше, чем совокупная стоимость акций Ford и General Motors на тот момент. Вторая модель компании — седан Xpeng P7 — получила огромный успех и вселила надежду на то, что Xpeng может стать серьезным соперником Tesla. Впоследствии акции компании пошли вниз, поскольку конкуренты выпустили новые модели, а карантин во время пандемии COVID-19 ударил по цепочке поставок.
В первый день 2024 года компания выпустила семиместный X9 MPV, ориентированный на люксовый сегмент рынка, со стартовой ценой в 360 000 юаней (более $50 000). Хэ обещает, что в будущем темпы запуска новых моделей будут только расти. Тем не менее компания и отрасль электромобилей снова сталкиваются со снижением спроса на внутреннем рынке. В то же время Синь Гуобинь, замминистр промышленности и информационных технологий КНР, в январе признал, что внешний спрос «упал» после быстрого роста отрасли электромобилей в Китае. Чиновники пообещали помочь китайским экспортерам электромобилей, предложив поддержку в таких областях, как финансирование и логистика.
Год начался для акций Xpeng неудачно: к середине февраля они упали более чем на 30% как в Нью-Йорке, так и в Гонконге из-за опасений по поводу новой ценовой войны и состояния китайской экономики. Ранее в том же месяце аналитики Citi вновь снизили прогнозную цену с 39,60 до 28,30 гонконгских долларов ($3,60). Кроме того, предупреждение Илона Маска о значительно более низких темпах роста Tesla в 2024 году также ослабило интерес инвесторов к акциям, связанным с сектором электромобилей. Состояние Хэ, которое складывается из доли в компании, сократилось на 70% с пикового уровня в $5,5 млрд в 2021 году до нынешних $1,5 млрд (согласно данным Forbes USA по состоянию на середину февраля).
Чтобы обеспечить рост компании, Хэ заинтересовался Европой, вторым по величине рынком электромобилей в мире после Китая (по количеству поставленных автомобилей), где с 2035 года планируется поэтапный отказ от неэлектрических автомобилей. Кроме того, импортные пошлины на автомобили в Европе составляют всего 10%, в то время как в США они достигают 27,5%.
Однако Европа не является спасительной панацеей. На фоне переизбытка предложения внутри КНР многие китайские производители электромобилей, включая конгломерат миллиардера Ван Чуаньфу BYD, который строит свой первый европейский автозавод в Венгрии, также заинтересовались этим регионом. Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен прошлой осенью заявила, что мировые рынки «на сегодняшний день заполнены более дешевыми китайскими электромобилями, цена которых искусственно поддерживается на низком уровне за счет огромных государственных субсидий».
ЕС начал антидемпинговое расследование в отношении китайских электромобилей. В ответ на это Китай в январе начал антидемпинговое расследование в отношении ликеро-водочной продукции, поступающей из ЕС.
Хэ по-прежнему намерен развиваться в Европе, а затем в Юго-Восточной Азии, на Ближнем Востоке и в Латинской Америке. В этом году компания также хочет выйти на египетский рынок. «Я хочу утвердить Xpeng в качестве марки электромобилей среднего и высокого класса за рубежом, — говорит он. — Продавать автомобили по низкой цене — не то, к чему я стремлюсь».
Согласно данным берлинской исследовательской компании Schmidt Automotive Research, G9 SUV от Xpeng стоимостью €57 990 ($63 000) стал одним из 15 самых продаваемых электромобилей в Норвегии в последнем квартале 2023 года. По оценкам Wang Research, в 2023 году Xpeng поставила около 2000 автомобилей в Данию, Норвегию, Швецию и Нидерланды — четыре европейских рынка, на которых присутствует компания.
Несмотря на небольшие поставки, это большой шаг для Xpeng, чьи первые продукты не соответствовали европейским предпочтениям. В этом году компания заявляет, что расширит свое присутствие в Германии, Франции и Италии. Во второй половине года она также представит свою первую модель электромобиля для Великобритании и других стран с левосторонним движением.
Хэ заявляет, что в этом году компания приступит к исследованиям технологий автономного вождения для европейского рынка, чтобы в конечном итоге сделать передовые функции автономного вождения доступными во всем регионе. Он также планирует наладить сотрудничество с европейскими заводами и поставщиками для производства электромобилей непосредственно в самом регионе.
Однако аналитики считают, что создание имиджа премиального бренда будет нелегкой задачей. По словам Маттиаса Шмидта, основателя компании Schmidt Automotive Research, европейские потребители по-прежнему предпочитают местные марки автомобилей, такие как Porsche и Mercedes-Benz.
Это означает, что китайские производители электромобилей скорее будут конкурировать в более бюджетном сегменте рынка. MG Cars, некогда культовый британский бренд, который был приобретен китайской государственной компанией SAIC Motor в 2007 году, впоследствии перешел на продажу более бюджетных автомобилей. Согласно данным сингапурской исследовательской компании Canalys, этот переход позволил компании стать пятым по величине производителем электромобилей по объему поставок в Западной Европе. По данным Schmidt Automotive Research, за первые 10 месяцев 2023 года на долю китайский брендов пришлось почти 9% электромобилей, проданных в Западной Европе, — общие поставки электромобилей в Европу составили около 1,6 млн единиц. «Довольно амбициозная цель — стать производителем электромобилей среднего и премиум-класса. Легче сказать, чем сделать, — считает Шмидт. — Если коротко, то этого будет сложно достичь».
Тем не менее Хэ знает, что завоевать долю рынка премиум-класса будет непросто. «Я с огромным терпением подхожу к планам по выходу на зарубежные рынки, — говорит Хэ. — Мы сможем выйти на мировой рынок только тогда, когда поймем местные рынки, создадим команды и цепочки поставок, а также начнем производить продукцию в самом регионе». В конечном итоге магнат хочет, чтобы половина продаж компании приходилась на зарубежные страны (Xpeng не раскрывает текущий процент).
Между тем в Китае не только Tesla создает конкуренцию на рынке. Несмотря на то что в январе Xpeng снизила цену на 15% на одну из своих популярных моделей P7i, предложив скидку в размере $7000, компании также придется выделять свою продукцию среди примерно 120 новых моделей электромобилей, которые будут запущены в этом году, согласно оценкам HSBC Qianhai Securities. Одним из них является SU7, долгожданный седан от китайского производителя смартфонов Xiaomi, который является акционером Xpeng. Однако, по данным Китайской ассоциации автопроизводителей (China Association of Automobile Manufacturers, CAAM), продажи новых электромобилей будут расти медленнее — на 20% в этом году — и составят около 11 млн единиц. В 2023 году продажи выросли на 38%.
Помимо выхода в люксовый сегмент с моделью X9 MPV, в III квартале Xpeng, вероятно, запустит бренд для массового рынка. Он будет сотрудничать с китайским конгломератом Didi, а продукция бренда будет иметь более низкую цену — около 150 000 юаней. В августе Didi продал Xpeng свой бизнес интеллектуальных электромобилей за $744 млн, договорившись о совместной работе над новыми моделями.
«В 2024 году мы запустим несколько новых моделей электромобилей, а в 2025 и 2026 годах нарастим темпы производства», — говорит Хэ. Также, согласно служебной записке Хэ, попавшей в распоряжение Forbes USA, к концу 2027 года компания планирует выпустить 30 новых или обновленных моделей электромобилей. Аналитики обозначили широкий диапазон внутренних продаж Xpeng в этом году. Citi снизил свой прогноз с 250 000 до 195 000 единиц. Однако Йель Чжан, управляющий директор консалтинговой компании Automotive Foresight в Шанхае, считает, что этот показатель может достигать 300 000.
Тем не менее за первые два месяца 2024 года поставки шли по не совсем восходящей траектории. В январе поставки выросли на 60% по сравнению с прошлым годом и составили 8250 единиц. Однако уже в феврале компания поставила 4545 электромобилей, что почти на 25% меньше, чем год назад.
По словам Хэ, путь к успеху компании включает в себя расширение линейки электромобилей Xpeng и внедрение более продвинутых технологий автономного вождения. Компания всегда старалась привлечь внимание молодого поколения. Ее оснащенные последними технологиями электромобили со стильным дизайном часто сравнивают с Tesla Model 3 в качестве местной альтернативы.
Хэ утверждает, что технологии автономного вождения, используемые в Xpeng, «более продвинутые», чем в других компаниях. В январе компания объявила, что ее сервис беспилотных электромобилей, которые используют установленные датчики и самостоятельно разработанное программное обеспечение для анализа дорожных условий, доступен в 243 китайских городах. Аналитики считают, что Xpeng разработала один из лучших продуктов для автономного вождения в Китае. Однако китайские законы по-прежнему требуют присутствия водителя в автомобиле, который имеет право вмешиваться в управление, когда транспортное средство находится в автоматическом режиме.
Компания сотрудничает с Alibaba Cloud для обучения алгоритмов, связанных с автономным вождением. Хотя Alibaba в декабре продала акции Xpeng за $391 млн, сократив свою долю в компании с 10,2% до 7,5%, Хэ заявил, что «долгосрочное сотрудничество продолжится».
Xpeng намерена снизить стоимость некоторых деталей электромобилей на 20% к 2024 году, чему способствует партнерство с Volkswagen, который открывает часть своей цепочки поставок. По словам аналитика Morningstar Винсента Суна, это позволяет Xpeng пользоваться услугами некоторых поставщиков автозапчастей Volkswagen по более низким ценам. Две компании также совместно разрабатывают две модели электромобилей под маркой Volkswagen, которые будут доступны исключительно в Китае. Серийное производство электромобилей должно начаться в 2026 году.
По словам Хэ, эффективность работы компании возросла. В январе 2023 года он назначил бывшего исполнительного директора и вице-председателя Great Wall Motor Ван Фэнъин президентом Xpeng для курирования многих процессов внутри компании — от планирования продукции до продаж. По словам Хэ, Ван, которая несколько раз входила в ежегодный список самых влиятельных женщин мира по версии Forbes USA, сыграла важную роль в рационализации операций. В этом году она инициировала очередную серию кадровых перестановок. По сообщениям местных СМИ, в числе замененных сотрудников оказались руководители отделов кадров и производства.
Согласно Хэ, разработка автономного вождения продвигается по плану. По словам Вана из 86Research, компания Xpeng, скорее всего, накопила достаточно передовых чипов Nvidia на ближайшие два года для питания своих беспилотных электромобилей, однако сейчас сталкивается с растущей неопределенностью из-за экспортных ограничений, введенных администрацией Байдена из-за конфликта Китая и США в сфере технологий.
Компания Xpeng не отчитывалась о прибыли с момента выхода на биржу в 2020 году. Сун, аналитик в компании Morningstar, считает, что новые стратегии Xpeng принесут прибыль компании не раньше 2026 года, а Эрик Вэнь, специалист в компании Blue Lotus Capital Advisors, склоняется к тому, что рост прибыли начнется в 2031 году. Хэ ожидает, что положительные изменения наступят раньше — в 2025 году. «Я уверен, что наши успехи опережают ожидания аналитиков, — говорит Хэ. — Сторонние наблюдатели просто не знают, как быстро меняется компания».
Перевод Ксении Лычагиной