Общественники попросили суд признать спамом рассылку «Госуслуг» о «Битве роботов»
Арбитражный суд Москвы 6 марта рассмотрит иск представителя ОД «Информация для всех» к управлению ФАС, которое отказалось признать спамом сообщение портала «Госуслуги» с приглашением посмотреть чемпионат «Битва роботов». Если суд поддержит доводы истца, Минцифры придется доработать «Госуслуги», «разделив информирование и рекламу», полагают юристы
Арбитражный суд Москвы 6 марта рассмотрит иск к управлению ФАС по Москве о признании незаконным отказа возбудить дело о нарушении в сфере рекламы. Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на истца, главу информационно-аналитической службы ОД «Информация для всех» Евгения Альтовского. Он рассказал газете, что УФАС отказалось по его жалобе признать приглашение посмотреть чемпионат «Битва роботов», отправленное сервисом «Госуслуги» на электронную почту, рассылаемой без согласия получателя рекламой (спамом).
Альтовский в своей жалобе просил ФАС возбудить дело о нарушении, предусмотренном статьей 14.3 КоАП (нарушение законодательства о рекламе), штраф для юридических лиц по этой статье от 100 000 рублей до 500 000 рублей. Оператор «Госуслуг» — Минцифры. Собеседник уточнил, что в службе ответили, что отправленное на электронную почту письмо «не содержит информации об объекте рекламирования и является информационным». В Минцифры и московском управлении ФАС не ответили на запросы газеты.
Истец получил письмо о «Битве роботов», на которое пожаловался в УФАС, в октябре 2023 года. По подсчетом газеты, «Госуслуги» посвятили разным этапам чемпионата с апреля 2023 года шесть писем. Последнее поступило на электронную почту корреспондента издания 1 марта. В течение 2023 года и с начала 2024 года с адреса «Госуслуг» приходили письма, посвященные и другим проектам, в том числе магазину приложений RuStore, чемпионату «Игры будущего», предложениям купить билет на фильм «Вызов» (кинокомпания «Централ Партнершип») и скачать сборник стихотворений «ПоэZия русского лета» (издательство «Эксмо»). В VK отказались от комментариев, в «Эксмо» и «Централ Партнершип» не ответили на запросы газеты.
Юрисконсульт сервиса еmail-рассылок DashaMail Юлия Дунаева рассказала, что по закону о рекламе цель рекламной рассылки — выделить объект и привлечь к нему внимание неопределенного круга лиц. «Рекламное сообщение должно носить обобщенный, неперсонализированный характер — предполагается, что воспользоваться информацией может любое лицо», — пояснила она.
По словам юрисконсульта, проставление в рассылке имени абонента не делает круг лиц определенным. «Значение имеет и наличие в письме ссылок на объект рекламы или на сайт, где можно его приобрести», — отметила собеседница газеты. Информационное сообщение в почтовой рассылке «должно относиться к деятельности отправителя и не привлекать внимание к какому-либо товару», добавили в NMi Group.
Партнер практики конкурентного права BGP Litigation Ирина Акимова признала, что универсального подхода, позволяющего четко отнести ту или иную информацию к рекламе, нет. Она не увидела признаков рекламы в сообщении о чемпионате, назвав его справочно-информационными сведениями. Акимова отметила, что материалы на «Госуслугах» не делятся на информационные и рекламные, а сам портал не является рекламной площадкой и носит справочно-информационный характер.
Партнер АБ «Линия права» Алексей Костоваров считает, что сообщение имеет отдельные атрибуты, «прямо направленные на привлечение внимания адресата». По словам юриста, надо выяснить, «было ли это сообщение направлено на продвижение товара на рынке, принимая во внимание характер соревнований». Если суд признает сообщение о чемпионате рекламой, на ее рассылку будет требоваться предварительное согласие адресата, сказал Костоваров. Минцифры в этом случае придется дорабатывать сервис, разделяя направления информирования и рекламы, подытожил он.
В «Яндекс 360» ранее рассказали Forbes, что в 2023 году сервис чаще всего блокировал письма с PDF-вложениями, в которых могут быть вредоносные ссылки (около 1,5 млрд), а также предложения пройти обучение (582 млн), письма с розыгрышами и обещаниями призов (475 млн) и спуфинг-атаки, когда мошенники отправляют письма от лица известного магазина или компании (462 млн). Рекламу или информационные письма аналитики «Яндекс 360» отнесли к «деликатному спаму», который, как правило, не несет угрозы. Уставная задача ОД «Информация для всех» — содействие созданию и развитию информационного общества и общества знаний, говорится на сайте организации.