Строители будущего: как бостонский миллиардер планирует использовать роботов-рабочих
В декабрьское морозное утро Джон Фиш стоит на 33-м этаже недостроенного небоскреба South Station Tower в центре Бостона. Он указывает на ярко-красный кран, который поднимает паллет с металлическими панелями, и рассказывает о своих планах по автоматизации этого процесса.
«На кране есть камера, которая следит за стрелой, видит ее поворот и регистрирует всю поступившую информацию, — говорит Фиш с отчетливым бостонским акцентом, одетый в синие брюки, неоновый строительный жилет, черные кожаные мокасины, защитные очки и каску. — Как сделать так, чтобы кран работал быстрее, а процесс оставался безопасным? Мы должны подойти к этой проблеме с осторожностью».
На оживленном 14-м этаже, перекрикивая непрекращающийся стук пневматических гвоздодеров и грохот скрежещущей стали, Фиш рассказывает, как робототехническая революция влияет на работу на его строительных объектах: компания Suffolk внедряет машины высотой в два фута (представьте миниатюрные армейские танки), которые способны самостоятельно передвигаться и распечатывать чертежи и схемы для рабочих, ускоряя процесс строительства и сокращая количество ошибок. «Мы собираемся использовать их на всех наших строительных объектах», — говорит Фиш.
Фиш, 63-летний миллиардер, посвятил всю свою жизнь строительной отрасли и сделал состояние, возводя небоскребы от Массачусетса до Калифорнии. Его состояние оценивается в $2,3 млрд благодаря 100% доле в Suffolk, бостонской строительной компании с доходом в $6 млрд. Его компания за последние 20 лет построила более 14 млн кв. м коммерческой недвижимости в США, включая большую часть небоскребов в Бостоне и отелей в Лос-Анджелесе и Майами.
Однако теперь Фиш стремится разрушить отрасль стоимостью $2,1 трлн, которая принесла ему грандиозный успех. Подразделение его компании Suffolk Technologies создает новые программные продукты в строительной сфере, некоторые из которых были выделены в отдельные предприятия. Подразделение венчурного инвестирования также приобрело доли в десятках амбициозных строительных технологических стартапов, которые охватывают широкую сферу интересов: от 3D-печати стен до производства экологичных портативных электрогенераторов.
«Наша отрасль — единственная в мире, где производительность труда за последние 50 лет стремительно уменьшается, — говорит Фиш, проводя для Forbes USA экскурсию по современной штаб-квартире Suffolk в Роксбери, рабочем районе на юге Бостона. — Возьмем, к примеру, Эмпайр-стейт-билдинг. Он был построен в 1930-х, и на его возведение ушло 14 месяцев. Сегодня на такой проект ушло бы пять лет».
Одна из причин подобного замедления роста заключается в том, что многие представители строительной отрасли не хотят иметь ничего общего с робототехникой или искусственным интеллектом. Согласно отчету консалтинговой компании McKinsey&Company, генеральные подрядчики, субподрядчики, профсоюзы и многомиллиардные управляющие компании, которые заведуют строительными площадками, имеют «устоявшиеся аналоговые методы работы». «В строительной отрасли новые технологии внедряются очень медленно, и, вероятно, ничего не изменится в обозримом будущем. В конце концов, в отрасли доминирует рынок труда», — считает Брент Тилман, аналитик D.A. Davidson, занимающийся вопросами проектирования и строительства.
Роботы-рабочие
По данным Международной федерации робототехники (IFR), около 4 млн роботов ежедневно выходят на работу по всему миру. Большинство из них занимаются сборкой электроники, бытовой техники и автомобилей, однако некоторые имеют гораздо более уникальную «карьеру».
- Бармен
Название модели: Makr Shakr 3.0
Производитель: Makr Shakr (впервые представлен в 2013 году)
Стоимость: $115 000
Средняя зарплата бармена: $34 490
- Повар
Название модели: Flippy
Производитель: Miso Robotics (2017)
Стоимость: $48 000 в год
Средняя зарплата повара: $31 000
- Священник (похороны)
Название модели: Pepper
Производитель: SoftBank Robotics (2014), Nissei Eco
Стоимость: $442
Средняя стоимость услуг священника: до $2000
- Охранник
Название модели: Knightscope K5
Производитель: Knightscope (2013)
Стоимость: менее $9 в час
Средняя зарплата охранника: $16 в час
Однако рынок труда уже долгое время не может привлечь достаточное количество рабочих. В 2022 году было открыто наибольшее количество вакансий в сфере строительства за 23 года, в течение которых Ассоциация строителей и подрядчиков (Associated Builders and Contractors; ABC) ведет учет. Кроме того, растут расходы: согласно государственной статистике, заработная плата рабочих выросла с 2012-го по 2022 год на 34%, в то время как производственные затраты (сталь, цемент, древесина), согласно ABC, подскочили почти на 40% с начала 2020 года. Фиш убежден, что роботы станут ключом к решению проблемы нехватки рабочей силы и снижению затрат. Внедрение роботов на стройплощадки — сложный процесс: компаниям придется столкнуться с проверкой регулирующих органов, скептически настроенными клиентами, финансовым давлением и недовольством со стороны остальных работников. Тем не менее Фиш настаивает на том, что несмотря на все трудности, процесс внедрения робототехники необходим.
Вторая половина успеха заключается в данных. Фиш говорит, что у Suffolk уже есть свой «особый рецепт», составленный за 10 лет инвестиций в аналитику, которую компания использует для отслеживания прогресса и управления расходами на своих 100 рабочих площадках. Также Suffolk реинвестирует свои доходы в новые технологии и продукты, которые разрабатывает в рамках компании Suffolk Technologies, созданной в 2019 году. Фиш выделил один продукт (Ediphi, программное обеспечение для оценки затрат) в отдельную компанию, а второй (Edge, инструмент для планирования работ на стройплощадке) планирует выпустить в этом году.
Одновременно Фиш развивает большой портфель стартапов в строительной отрасли. С момента основания Suffolk Technologies инвестировала более $50 млн в более чем 50 компаний, таких как Rugged Robotics (производитель миниатюрных армейских танков), Canvas (робот, напоминающий R2-D2 из «Звездных войн», который ускоряет монтаж гипсокартона), Augmenta (инструмент генеративного искусственного интеллекта, создающий проекты зданий) и, что особенно примечательно, OpenSpace. Этот базирующийся в Сан-Франциско стартап в области ИИ преобразует видеоматериалы в виртуальные строительные площадки, которые можно исследовать удаленно. Недавно стартап был оценен примерно в $900 млн.
Около половины портфельных стартапов Suffolk участвовали в ежегодной шестинедельной акселерационной программе компании. Прошлым летом Suffolk привлекла $85 млн от внешних инвесторов, плюс $25 млн были лично инвестированы самим Фишем для финансирования новых стартапов и реинвестирования в наиболее перспективные из них.
Отношения между Suffolk и стартапами можно назвать симбиотическими. Портфельные компании получают возможность экспериментировать на стройплощадках Suffolk и развивать рабочие отношения с субподрядчиками, а компания получает долю в капитале и новые данные о передовых технологиях в строительной отрасли. «Мы хотим стоять во главе дискуссий о том, как меняется строительный бизнес», — говорит Фиш.
Фиш выбрал разумную стратегию, поскольку строительная отрасль явно переживает переломный момент, когда компаниям нужно учиться адаптироваться к новшествам. Рост популярности удаленной работы привел к краху традиционной коммерческой недвижимости, снизив спрос на офисные здания в центре города, которые были основным источником дохода Suffolk до пандемии COVID-19. «Коммерческий сектор перевернулся с ног на голову, — говорит Фиш. — На сегодня офисные здания перестали быть актуальными».
Чтобы компенсировать убытки, Suffolk участвует в тендерах на другие типы проектов, такие как строительство дата-центров, аэропортов, больниц и медицинских исследовательских центров, казино и государственных проектов. Фиш надеется, что новые технологии помогут Suffolk создавать более дешевые предложения, которые можно будет выполнить быстрее и с меньшими перерасходами.
Фиш связан со строительным бизнесом с рождения. Его покойный отец, Эдвард Фиш, управлял бостонской компанией Peabody Construction, которая выросла из местного строительного бизнеса, начатого в 1891 году дедом Эдварда. Будучи подростком, Фиш и его старший брат Тед сопровождали отца на стройплощадки и обучались семейному ремеслу. «Он хотел, чтобы мы начали как простые рабочие, чтобы научиться всему с нуля, — вспоминает Фиш. — Мой отец всегда подчеркивал ценность денег. Я навсегда запомнил его уроки».
Из-за дислексии учеба в школе давалась Фишу с трудом, однако он преуспел в спорте: его взяли в футбольную команду Боудин-колледжа, где он получил степень по политологии, а затем вернулся в семейный бизнес в 1982 году. Наступило время новых возможностей. Компания Peabody Construction, нанимавшая только рабочую силу из профсоюзов, была потеснена генеральными подрядчиками, нанимавшими более низкооплачиваемых работников, не состоящих в профсоюзе. В ответ Фиш-старший создал Suffolk, отдельную компанию, которая нанимала не состоящих в профсоюзе рабочих, и поставил главой своего младшего сына. Вскоре Suffolk начала конкурировать с Peabody Construction, которой управлял старший брат Фиша. «Какое-то время отец натравливал нас друг на друга, — говорит Тед Фиш. Сейчас братья хорошо ладят, однако Тед вспоминает, что Джон был конкурентом «с железной хваткой». «Лучше не переходить ему дорогу», — признался он. Компания Peabody Construction была расформирована в 2007 году, сейчас Тед руководит бостонской фирмой по строительству офисов Roundhill.
План-стратегия
В начале 1990-х у Джона Фиша появился ключевой клиент: инвестор Эйб Госман (умер в 2013 году), который являлся членом списка 400 самых богатых людей Америки по версии Forbes USA. Состояние Госмана в 1996 году составляло около $500 млн (почти $1 млрд по новому курсу). «Он взял меня под свое крыло», — вспоминает Фиш, который в итоге построил для Госмана более 100 домов престарелых и центров для пожилых людей. Многие из этих объектов находились в Калифорнии и Флориде, что помогло Suffolk вырасти на национальном уровне и открыть новые офисы в Лос-Анджелесе и Майами. Однако затем наступил финансовый кризис 2008 года.
«За четыре часа мы потеряли более 50% нашего бизнеса, — говорит Фиш, вспоминая то время. — Мне звонили безостановочно: «Работа не продвигается, отзовите своих ребят». Экономический кризис стал для нас тем самым «звоночком». Мы должны были создать гораздо более четкое ценностное предложение, чтобы обойти наших конкурентов».
Тогда Фиш начал собирать информацию со строительных объектов, чтобы лучше оценить эффективность работы, проблемы безопасности и превышение расходов. Джит Ки Чин, бывшая сотрудница McKinsey&Company с докторской степенью по физике Массачусетского технологического института, присоединилась к Suffolk в 2017 году, чтобы разобраться во всех собранных данных и применить их на практике. «Я стала первым известным мне специалистом по управлению данными в строительной отрасли», — говорит она.
На сегодня все данные собраны в единую базу под управлением специальной команды из 17 человек, которую Фиш называет своим «Центром управления» (Mission Control). Команда собирает всю информацию об активных строительных проектах Suffolk в режиме реального времени. На таких объектах, как South Station Tower, бригадир может ввести информацию в планшет и проверить бюджет, график, состояние безопасности на объекте и эксплуатационные показатели. «Мы можем обнаружить проблему до того, как она возникнет, — говорит руководитель Mission Control Келси Гэйгер, находясь в командном центре, напоминающем штаб-квартиру ЦРУ, в Роксбери. — Мы можем направить туда свои ресурсы, полностью изучить проект [и] оказать ему поддержку».
Следующая цель Фиша: еще больше роботов. Фиш планирует инвестировать миллионы долларов в центр робототехники Suffolk, строительство которого начнется этой весной в Роксбери. Центр станет песочницей для портфельных компаний Suffolk и местом для разработки собственных технологий. «Если кто-то предложит новое решение, мы сможем сразу опробовать его в центре, а затем применить на наших строительных объектах», — говорит он.
В башне South Station Tower, где крановщик осторожно управляет стрелой на высоте сотен футов, Фиш спокойно рассуждает о будущем, в котором машины заменят часть рабочих. «Мы обязаны что-то для этого сделать, — говорит он. — Нужно повысить эффективность».
Перевод Ксении Лычагиной