Облачный атлас: как вырос рынок сервисов c IT-инфраструктурой в 2023 году
Экосистемы и не только
В 2023 году объем рынка облачных услуг достиг 121 млрд рублей, что на 33,9% больше, чем годом ранее, указано в отчете аналитического агентства iKS-Consulting «Российский рынок облачных инфраструктурных сервисов». iKS-Consulting посчитали рынок виртуальных IT-ресурсов (IaaS, infrastructure as a service) и рынок готовых облачных платформ (PaaS, platform as a service). В долларовом эквиваленте, по расчетам агентства, облачный рынок вырос не столь значительно — только на 7,4%, до $1,44 млрд. В консалтинговой компании пояснили, что считают рынок в том числе и в долларах, чтобы продемонстрировать «более реальную его динамику, очищенную от инфляции, так как иностранная валюта более стабильна». По оценкам iKS-Consulting, в 2022 году объем российского рынка облачных инфраструктурных сервисов составил 90,6 млрд рублей, показав рост на 47% к предыдущему году.
На первом месте общего рынка облачной инфраструктуры находится «Ростелеком-ЦОД» (23,7%), за год компания нарастила долю на рынке на десятую долю процента. Доля Cloud.ru увеличилась за год с 17,6% до 21,8% (до 2022 года — SberCloud, в мае 2022 года структуры Сбербанка вышли из капитала нескольких активов его экосистемы, включая SberCloud, продав их АО «Новые возможности», SberCloud позднее дважды сменил название — сначала на Cloud, а потом прибавил к нему .ru. — Forbes), Yandex.Cloud выросла с 7,4% до 9,8%, а Selectel (7,2%) и МТС (6,2%) не изменилась.
В iKS-Consulting пояснили, что Cloud.ru и Yandex Cloud объединяет стремление развивать облака в совокупности с построенными вокруг компаний экосистемами: «Облачные сервисы являются продолжением широкого спектра других сервисов, включая финансовые, транспортные услуги, электронную коммерцию и т. п.».
Если в сегменте IaaS «Ростелеком-ЦОД» остается безусловным лидером, то среди поставщиков сервисов PaaS таковыми являются Cloud.ru и Yandex.Cloud. По мнению аналитиков, драйвером роста доли Cloud.ru выступает доступ к сервисам для создания и работы с моделями искусственного интеллекта, тогда как подразделение «Яндекса» сконцентрировано на услугах по предоставлению платформ для баз данных и управлению кластерами Kubernetes. Обе компании — также лидеры в сегменте синтеза и распознавания речи и изображений, указывают в iKS-Consulting.
Этап бурного роста
На рынке облачных сервисов сказались последствия «спецоперации»* на Украине, указывают аналитики: «Такой рост стал возможен благодаря в том числе миграции значительной доли пользователей в российские облака из зарубежных после начала действия западных санкций в отношении России весной 2022 года».
После начала «спецоперации» в 2022 году российские компании, размещавшие свою IT-инфраструктуру на зарубежных облачных сервисах, начали активно переходить на отечественную инфраструктуру. Это было связано прежде всего с тем, что иностранные компании начали уходить с российского рынка. Например, популярные зарубежные облачные сервисы Microsoft Azure, Amazon Web Services, Google Cloud и другие объявили о приостановке своей работы в России. Уход крупных зарубежных игроков привел также к росту цен на отечественные облака. «Уход с российского рынка западных игроков или ужесточение требований к облачной инфраструктуре сыграло определяющую роль, мы не знаем. Но доля зарубежных провайдеров существенно сократилась, а российских — выросла», — констатирует ведущий консультант iKS-Consulting Станислав Мирин.
Сейчас рынок все еще находится на этапе бурного роста. «При этом еще не сложилась устоявшаяся структура спроса и предложения, не до конца преодолен порог осторожности по отношению к сервисам данного класса со стороны потенциальных клиентов», — обращают внимание эксперты.
Бурный рост рынка основан на переходе бизнеса на отечественную инфраструктуру и повышении цен на облачные сервисы, отметил управляющий партнер «Флант» Александр Титов. По его оценке, в 2023 году цены на облачные сервисы в России выросли в среднем на 15% из-за увеличения стоимости оборудования и софта, а также роста спроса на облачные услуги. Еще одним драйвером роста рынка, по словам Титова, становится развитие государственных информационных систем и постоянное расширение количества данных, которое в них должно храниться.
«Санкции и уход западных вендоров негативно повлиял на выручку некоторых игроков облачного рынка. Сейчас этот фактор во многом нивелирован развитием отечественных решений. Однако, скорее всего, в 2024 году завершится основная волна проектов по миграции инфраструктуры заказчиков с зарубежных облаков на российские — а эти проекты тоже были для операторов хорошим источником дохода. Это может несколько снизить рост рынка по выручке», — рассуждает Александр Титов. К концу 2024 года более 50% российских компаний будут использовать отечественную облачную инфраструктуру, прогнозирует он. По итогам 2022 года этот показатель составлял 35%, в 2023-м — 40%.
Облачно, с прояснениями
По словам экспертов, российский облачный рынок рос двузначными темпами еще до начала «спецоперации» и исхода из России зарубежных игроков. Хотя импортозамещение и отказ от зарубежных IT-решений в 2022 году дали ощутимый толчок отечественному облачному рынку, его постоянное развитие — это «фундаментальный тренд, а не ситуативный», утверждает директор по продуктам Selectel Константин Ансимов.
«Продолжаются процессы импортозамещения: бывшие «дочки» иностранных компаний в России начинают работать независимо, и им нужны российские облачные решения. Все больше растет уровень цифровизации российского бизнеса, идет переход на онлайн-продажи и электронный документооборот, это увеличивает объем информации, которую нужно хранить и обрабатывать. Кроме того, продолжается «естественный» эволюционный переход на облака, что позволяет компаниям снизить расходы на оборудование и другие ресурсы и дает больше гибкости в развитии и масштабировании продуктов», — перечисляет Ансимов драйверы роста облачного рынка в России, добавляя, что и в 2024 году потребление облачных услуг продолжает увеличиваться.
В первую очередь рынок облачных сервисов растет за счет активной цифровизации бизнеса, согласны в «Мегафоне». По данным опроса оператора и агентства ORO, в 2023 году 35% компаний увеличили затраты на облачные технологии по сравнению с 2022 годом. Компании, зарегистрированные в России, продолжают мигрировать на отечественную виртуальную инфраструктуру и в 2024 году, добавляют в МТС (сервис CloudMTS): «Только за первые месяцы 2024 года интерес к переносу систем для управления бизнес-процессами компании в облако CloudMTS с иностранной инфраструктуры проявило в 1,8 раза больше компаний, чем за весь за весь 2023 год».
Впрочем, основная миграция из западных облачных провайдеров на российские произошла еще в 2022 году, считает директор по стратегии Cloud.ru Илья Королев. Поскольку этот процесс постепенно происходил в течение года, то, по его словам, главным образом это отразилось в объеме рынка только в 2023 году: «При этом основной рост рынка связан с ускорением перехода компаний из собственной инфраструктуры в облачную. В России за последние пару лет приобретение и сопровождение компаниями собственной IT-инфраструктуры усложнилось, в результате чего ускорился тренд на расширение нагрузок в облаках».
В «Ростелеком-ЦОД» отказались от комментариев, в «Яндексе» не ответили на запрос Forbes.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.