К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Почему iPhone на руках у россиян стало больше, хотя продажи падают

Фото Александра Щербака / ТАСС
Фото Александра Щербака / ТАСС
Согласно данным Big Data МТС, по итогам 2023 года больше всего в России работало смартфонов китайского Xiaomi, который по проникновению таких устройств обошел прежнего лидера -- Samsung. Примечательно, что доля смартфонов Apple на руках у россиян растет, несмотря на то что продажи iPhone в России в ретейле падают. Эксперты поясняют это живучестью iPhone, которые служат в среднем дольше телефонов на базе Android, а также тем, что россияне по-прежнему предпочитают платить за престижный бренд и не готовы погружаться в разнообразие линеек других производителей

Перемена слагаемых

По данным Big Data МТС, с которыми ознакомился Forbes, в 2023 году больше всего в сети оператора работало смартфонов китайского производителя Xiaomi, за год прибавившего 0,8 п. п. — 24,3% от всех телефонов. Ранее лидером по проникновению в сети МТС был Samsung — по итогам 2022 года он занимал 25,7%, но в 2023-м доля южнокорейского производителя сократилась до 22,7%.

Apple сохранила третье место и, более того, увеличила долю с 20,7% в 2022 до 22,3% по итогам 2023-го. Китайские бренды Realme, Tecno и Infinix за 2023 год нарастили долю с 5,4% до 11,2% от всех устройств, зарегистрированных в сети МТС.

Доля абонентов «Мегафона» в декабре 2023 года с устройствами Xiaomi составила 25% от всех смартфонов, зарегистрированных в сети оператора, рассказали в компании. Тогда же доля пользователей Samsung составила 23%, а Apple — 20%. При этом в декабре 2022 года в сети «Мегафона» телефоны Samsung составляли 27%, Xiaomi — 24%, Apple — 18%.

 

По данным «Вымпелкома» (бренд билайн), больше всего в сети оператора в 2023 году было телефонов Samsung, при этом доля вендора за прошлый год снизилась с 23,2% до 20,6%. На втором месте — Xiaomi с 17,5% (его смартфоны «приросли» на 0,3 п. п. за год). А на третьем месте в сети «Вымпелкома» в 2023 году, так же как и у МТС, находится Apple с долей 15% (годом ранее доля вендора составляла 13,5%).

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Напомним, у МТС самая большая абонентская база среди российских операторов — 80 млн по итогам 2022 года. У «Мегафона» она составляла 75,3 млн человек, у «Вымпелкома» — 44,8 млн, а у Tele2 — 47,5 млн пользователей.

 

По данным МТС, в 2023 году было продано 30,7 млн смартфонов на общую сумму 681 млрд рублей, что на 26% больше в штуках и на 22% — в деньгах, чем в 2022 году. Лидером рынка стал Xiaomi (32%), прибавив 2 п. п. пункта с 2022 года. Доля Samsung в продажах за год просела с 14% до 19%, а доля Apple снизилась с 10% до 8%.

По мнению аналитиков МТС, выход вперед Xiaomi связан с непрерывной маркетинговой активностью и расширением модельного ряда во всех ценовых сегментах, включая флагманские устройства. Рост проникновения Apple в МТС пояснили лояльностью пользователей смартфонов американского производителя. «Обладатели смартфонов Apple остаются самыми верными своему бренду поклонниками. Из всех владельцев iPhone, которые в 2023 году обновляли телефон, 59% предпочли новые модели Apple», — отметили в МТС. Для сравнения: у Samsung этот показатель лояльности к бренду составил 49%, а у Xiaomi — 36%, добавили в компании.

В российских представительствах Xiaomi и Samsung отказались от комментариев. В Apple, Tele2 не ответили на запрос Forbes.

 

Сложнее уйти

В устройствах Samsung «нет ничего уникального», в экосистеме Android их продукты легко заменить смартфонами любых других вендоров, поясняет снижение доли смартфонов южнокорейского вендора аналитик TelecomDaily Илья Шатилин. Ранее популярность устройств Samsung обеспечивали в числе прочего огромные бюджеты на маркетинг, наружную рекламу, продвижение с помощью продавцов розничных сетей, добавляет он.

Впрочем, по словам Шатилина, и сейчас можно заметить рекламу смартфонов Samsung, но под видом баннеров ретейлеров. «Например, в уголке двадцатиметрового рекламного баннера новинки Samsung Galaxy S24 в аэропорту аккуратно написано «Ситилинк», — приводит аналитик пример. Однако масштабы рекламы уже далеко не такие большие, как это было до ухода вендора с российского рынка, замечает он.

В то же время из экосистемы Apple «уйти» сложнее из-за замкнутости сервисов американской компании и необходимости покупать все приложения заново, что в России сделать очень трудно, рассуждает Шатилин: «iPhone по-прежнему многими воспринимается как имиджевый продукт, у него один из самых длинных жизненных циклов, а старые аппараты остаются в эксплуатации, например переходят детям».

Россияне действительно сейчас легко переходят с Samsung на другие телефоны, согласен аналитик FinTech Lab Сергей Вильянов. «Переход на аппараты других производителей на Android происходит почти незаметно, и дискомфорт заключается разве что в непривычном расположении пунктов меню», — продолжает он. При этом, по его словам, переход с iOS на Android более сложный, потому что ряд сервисов недоступен на Android, а другие выглядят и работают непривычно (облачное хранилище Apple, iMessage, текстовые и табличные редакторы из бесплатного офисного пакета Apple и др.). «Банальный перенос чатов WhatsApp с iPhone на Android представляет собой нетривиальную задачу», — говорит Вильянов. Пользователи iPhone вынуждены держаться за платформу, тогда как владельцы «гуглофонов» более свободны в выборе, обращает внимание Вильянов: «Они ориентируются на соотношение цены и возможностей устройства, которое у Samsung давно хромает на обе ноги».

Островок премиума среди модельного хаоса

Кроме того, покупателей отпугивает количество моделей смартфонов Samsung в сравнении с Apple, указывают эксперты. С ассортиментом моделей Samsung в условиях параллельного импорта в России «творится абсолютный хаос», категоричен главный редактор Ferra.ru (входит в Rambler&Co) Евгений Харитонов. «Например, на полках российских магазинах можно увидеть следующие надписи: «Samsung Galaxy A23 — бюджетный смартфон второго уровня, третье поколение», «Samsung Galaxy A14 — бюджетный смартфон первого уровня, четвертое поколение», «Samsung Galaxy A05S — бюджетный смартфон базового уровня, пятое поколение, модернизированный». И все эти телефоны продаются по одной цене. Покупатели не горят желанием вникать в отличия этих моделей и берут кредит на iPhone», — рассуждает он.

 

Apple остается единственным имиджевым производителем смартфонов в индустрии и пользуется «огромным кредитом доверия», говорит Харитонов. У Apple, по его словам, нет смартфонов в модельной линейке, нет «тормозящих» или откровенно плохо фотографирующих смартфонов. «За возможность купить устройство без конструктивных просчетов с первого раза (а не купить неудачный, продать и потратить деньги на новый) россияне исторически готовы переплачивать», — констатирует он. К тому же iPhone более ликвидны на вторичном рынке, а старые модели смартфонов Apple дольше конкурентов на Android сохраняют приемлемую скорость работы, считает аналитик. «И даже главные недостатки iPhone — изначально малая емкость аккумулятора и быстрая его деградация — не пугают большинство покупателей, потому что у компактных (с диагональю экрана 6,1 дюйма — это размер iPhone 15) Android-флагманов автономность не лучше», — добавил Евгений Харитонов.

«За счет престижа, логичного и довольно простого модельного ряда и отсутствия «тормозящих» дешевых моделей с низкокачественными камерами Apple остается островком «премиума» для тех, кто готов переплатить за стабильное качество, и тех, для кого цена смартфона не играет решающей роли при покупке», — заключает Харитонов.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+