Простой, но понятный ассортимент: как изменился рынок оборудования для дата-центров
Российские бренды наступают
Кризис предложения и запуск программ импортозамещения привели к появлению в России большого числа местных производителей: отечественные компании быстро наладили сборку серверов и серверного оборудования из иностранных и российских комплектующих внутри страны. Часть производителей стала наращивать выпуск собственных комплектующих или даже выводить на рынок новые позиции: в 2022-2023 годах выросло предложение российских материнских плат, планок памяти, сетевых карт и др. Пока производители фокусируются на ходовых простых моделях и обходят стороной технологически сложные вроде высокопроизводительных систем.
Высокий спрос на оборудование для ЦОД, разумеется, привел к появлению на рынке новых игроков из дружественных стран. Например, в Россию стали приходить китайские производители соответствующей техники. Тем не менее, азиатскому оборудованию не удалось занять существенную долю в нише. По нашим оценкам, до 2022 года большинство проектов ЦОД на 80% и более состояло из оборудования западных брендов, а спустя год — уже на 70% из локализованных в России решений. Процент оборудования из дружественных стран в последние годы варьировался в пределах 10-20%. В структуре продаж OCS Distribution доля серверного оборудования и серверов, собранных на территории России, в соответствующей категории за три года выросла в 3,5 раза, до 51%.
Российские компании выбирают локализованное в России оборудование, даже если оно не находится в реестре Минпромторга, а перед организацией не стоит задачи обязательно импортозамещаться. Отечественные бренды стали для бизнеса предпочтительными по совокупности разных причин. Например, у российских игроков в сравнении с новыми иностранными есть явные преимущества в отношении гарантийного сервисного обслуживания: зачастую наши производители располагают сетью сервисов, покрывающей большинство крупных городов России, а также могут обеспечить заказчиков комплектующими для ремонта. В свою очередь иностранное оборудование, нередко предназначенное для внутреннего рынка, может иметь плохо переведенную на английский язык программную часть. Некоторые китайские игроки обещают русифицировать софт в течение года, но пока этого не происходит, рынок «забирают» российские бренды.
Помимо этого, в последние полгода мы наблюдаем заметное «потепление» бизнеса к отечественным брендам. Многие компании внимательно изучают новые предложения российских игроков, расширяют списки производителей серверов и серверного оборудования, с которыми готовы работать. Росту лояльности в первую очередь способствует появление в публичном пространстве положительного опыта от использования российской техники: компании делятся наработанной практикой, отмечают преимущества оборудования, рассказывают, как справляются с возникающими проблемами. К слову, тенденция к «принятию» российских брендов характерна не только для оборудования, устанавливаемого в ЦОД. Аналогичные процессы происходят в сегменте персональных систем (ПК, ноутбуки, моноблоки и пр.).
Дистрибьюторы «чистят» предложение
Дефицит серверов и серверного оборудования в 2022-2023 годах привел к резкому росту предложения от новых российских игроков. К сожалению, многие вендоры так торопились выйти на рынок, что предлагали откровенно «сырой» продукт. Рассвет местного производства пришелся на период «пересборки» продуктовых портфелей дистрибьюторов. Поставщики оказались перед необходимостью наращивать внутри инженерное направление, чтобы эффективно отфильтровывать недобросовестных производителей. Например, у нас проверку качества не прошло около 70% вендоров.
Помимо этого, инженерные мощности стали требоваться для сборки комплексных предложений. Новые игроки не могли похвастаться такими же широкими продуктовыми линейками, как ушедшие бренды. Если до 2022 года крупные западные производители поставляли готовые решения под различные задачи, которые можно было сразу использовать в ЦОД, то после — рынку стало доступно разрозненное оборудование, часто от малоизвестных игроков, которое требовалось не просто собрать, но и проверить на совместимость. Дистрибьюторы, как обладатели и инженерного ресурса, и обширного парка техники, открывали тестовые полигоны, где экспериментировали с различными вариантами сборок и предлагали рынку комплекты с лучшими показателями работы. Этот процесс не закончится и в 2024 году: дистрибьюторы продолжат искать удачные конфигурации.
Перекосы в развитии
Поскольку российские производители не охватывают многие категории технически сложного оборудования, на рынке образуются соответствующие пробелы в предложении. Прямое следствие «перекоса» мы наблюдаем в реализуемых в последние годы проектах ЦОД: зачастую они стали более «простыми» с точки зрения используемых технологий. Помимо этого, компании нередко отказываются от модернизации и вместо приобретения оборудования следующего поколения выбирают равнозначное.
Скорее всего, с ростом бизнеса и с появлением ресурсов на разработку, российские производители будут выводить на рынок более сложное оборудование. Предпосылки к этому есть: в индустрии происходят слияния, в результате которых крупные IT-игроки приобретают производителей техники для ЦОД. Например, летом 2023 года производитель IT-оборудования «Аквариус» купил долю в компании «Аэродиск», занимающейся разработкой систем хранения данных. Подобные сделки позволят вендорам финансировать расширение модельного ряда. Мы также видим, что между российскими игроками уже ощутимо растет конкуренция. Это неминуемо приведет как к увеличению продуктовых линеек, так и к улучшению сервиса.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора