«Яндекс» ищет в Китае инженеров по эксплуатации автономных автомобилей
«Яндекс» начал поиск в Китае инженеров по эксплуатации автономных автомобилей пятого поколения. Нынешние модели компания выпустила в 2020 году в сотрудничестве с Hyundai, но для следующего поколения хочет создать универсальную систему, подходящую для разных машин
«Яндекс» на своей странице в LinkedIn сообщил, что компания ищет в китайском Сучжоу инженера по эксплуатации с опытом разработки электронных блоков управления (ЭБУ), обратил внимание «Коммерсантъ». Компания подтвердила это Forbes. В описании вакансии говорится, что специалист должен будет сотрудничать с «независимым китайским дизайн-бюро», которое вместе с «Яндексом» разрабатывает ЭБУ для «роботакси пятого поколения».
В «Яндексе» газете рассказали, что разрабатывают «универсальное решение» для автономного вождения, которое можно использовать на базе разных автомобилей. «В связи с этим мы рассматриваем различные платформы для создания беспилотных автомобилей нового поколения», — сказали в компании. Четвертое поколение роботакси «Яндекс» представил в 2020 году на базе Hyundai Sonata. Его ЭБУ дорабатывался совместно с Hyundai Mobis, сообщал «Яндекс».
Среди международных производителей ЭБУ — Continental, Intel, Nvidia и Hitachi. ЭБУ — это встраиваемые компьютерные системы, каждая из которых отвечает за работу определенной подсистемы автомобиля. В беспилотных автомобилях устанавливается блок автономного вождения и системы помощи водителю. Этот блок обрабатывает данные с датчиков автомобиля (камер, лидаров и т. п.) и соединяется с модулем позиционирования на местности.
В 2019 году «Яндекс» и Hyundai Mobis подписали соглашение о намерении создать платформу для беспилотных автомобилей. Hyundai Motor в декабре 2023 года объявила, что продаст завод в Санкт-Петербурге российской компании «Арт-Финанс», но продолжит послепродажное обслуживание клиентов. О деятельности Hyundai Mobis в России не сообщалось. В России ЭБУ производит НПП «Итэлма», «но, разумеется, о достижении пятого уровня автономности речи не идет», отметил собеседник газеты.
На автокомпоненты из Китая активно переходят российские автоконцерны из-за невозможности закупать их по прежним цепочкам поставок. В Китае также заказывают разработку компонентов и их интеграцию. Например, Школа транспорта Юго-Восточного университета Нанкина подписала соглашение о стратегическом сотрудничестве с АО «Кама» и их китайской ATOM Automotive Engineering and Technology (Nanjing). Соглашение в том числе предусматривало создание программного обеспечения, разработку батареи и двигателя, а также интеграционное тестирование будущего автомобиля «Атом», писал «Коммерсантъ» в апреле прошлого года.
Китай, по оценкам McKinsey, к 2030 году станет крупнейшим рынком для автономных автомобилей. По оценке IHS Markit, к тому времени один лишь только сегмент роботакси будет оцениваться в $178 млрд. В КНР работает крупнейшая в мире сеть роботакси Apollo Go (Baidu). В Сучжоу, кроме небольших производителей электронных компонентов для автомобилей, базируется завод японской Hitachi Astemo. Источник газеты среди производителей автокомпонентов отметил, что прямое сотрудничество «Яндекса» с этой структурой сейчас невозможно и потребует создания или привлечения независимых от российской компании структур.
Автономные автомобили — один из бизнесов «Яндекса», которые по объявленному в 2022 году плану разделения активов должны были отойти нидерландской Yandex N.V. Но в сентябре прошлого года руководитель бизнес-группы поиска и рекламных технологий компании Дмитрий Масюк говорил, что беспилотные технологии останутся в России. «Все исследования и разработки принадлежат «Яндексу» — у команды 72 патента и 194 заявки на новые. После разделения мы продолжим развивать технологии автономного вождения на российском рынке», — отмечал он.
В течение 2023 года международные юрлица «беспилотного» подразделения Yandex SDG стали переименовываться в Avride. Под тем же брендом в США работает компания в области автономных автомобилей, в ней, по данным сайта компании, трудятся сотрудники «Яндекса», отмечает «Коммерсантъ». В конце 2023 года ООО «Яндекс Беспилотные технологии», согласно данным СПАРК, передало права на изобретения, касающиеся автономного вождения и лидаров, другому юрлицу «Яндекса» — ООО «Лаборатория Алисы» (голосовой помощник и смарт-устройства).