Госдума рассмотрит законопроект о списании денег за интернет-подписки в марте
Госдума в марте может принять закон, который обяжет онлайн-сервисы и интернет-магазины предупреждать пользователей о списании денег за подписки, выяснили «Известия». По данным газеты, ЦБ поддержал законопроект, а бизнес отнесся к инициативе критически
Онлайн-сервисы и интернет-магазины обяжут уведомлять клиентов о взимании платы по подпискам. Законопроект о таком требовании парламент может принять в марте, сообщил «Известиям» его соавтор, заместитель председателя комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Андрей Свинцов. Законопроект поддержали в Центробанке, бизнес считает его нынешнюю редакцию неприемлемой, но готов искать компромисс с авторами инициативы, пишет газета.
«На законопроект получен официальный отзыв правительства. Это позволяет Госдуме рассмотреть и принять его в первом чтении», — сообщил депутат. Он добавил, что рассмотреть законопроект планируется в марте. «Сейчас он находится в числе тех, которые мы планируем рассмотреть в марте. Если не будет каких-то серьезных перегрузок в повестке, думаю, что он в этом месяце может быть принят в первом чтении», — сказал Свинцов. По его словам, правительство в своем отзыве отразило ряд замечаний, но они вполне могут быть доработаны и устранены ко второму чтению.
Законопроект был внесен в Госдуму в июле 2023 года представителями всех партийных фракций парламента. В пояснительной записке отмечалось, что у пользователей возникают трудности с отслеживанием взимания платы за подписку, отменой платных подписок, автоматическим их продлением без предварительного подтверждения, списанием платы за подписку без уведомления и односторонним изменением продавцом условий без него же. В профильном комитете рассказали, что сейчас устраняются замечания правительства по формулировкам понятий «регулярное получение», «регулярный доступ», исключаются противоречащие нормы.
По словам еще одного соавтора законопроекта Антона Немкина, работа ведется в «диалоге с бизнесом». «Работаем над тем, чтобы итоговая версия законопроекта была полезной для граждан и безвредной для российских компаний, которые боятся столкнуться с оттоком пользователей», — сказал депутат, член того же комитета, что и Свинцов. Он добавил, что создана рабочая группа, в ней активное участие принимают представители Роспотребнадзора, ЦБ, «Яндекса», Ozon, ассоциации «Интернет-видео», Медиа-коммуникационного союза и другие.
Немкин отметил, что главное — это «искоренить ситуацию, в которой люди остаются в уязвимом положении и платят деньги за те услуги, которыми не пользуются». В Центробанке сообщили, что инициатива поступила к ним на отзыв. «Урегулирование порядка реализации платных цифровых подписок позволит защитить права потребителей и не допустить скрытых списаний денег», — сказали в ЦБ. Там отметили, что поддерживают предлагаемые законопроектом механизмы управления платными подписками.
Источник в «Яндексе» (компания официально от комментариев отказалась) отметил, что «в текущей редакции законопроект противоречит своей изначальной цели — обезопасить пользователей от недобросовестных сервисов». По словам собеседника, в таком виде он может «навредить добросовестным игрокам рынка, а также ухудшить пользовательский опыт для миллионов человек, — сказал источник. Глава ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин рассказал, что отрасль вместе с авторами законопроекта будет «искать оптимальные механизмы защиты интересов потребителей сервисов по подписке, которые не станут при этом создавать избыточных рисков для добросовестного бизнеса».
«Мы уверены, что найдем этот баланс и существенно улучшим редакцию проекта закона», — добавил Бырдин. Глава «Общественной потребительской инициативы» (ОПИ) Олег Павлов полагает, что бизнес критически относится к законопроекту, так как в случае его принятия теряет прибыль, которую мог получить с этих подписок. Исследования показывают, что более 60% потребителей сталкиваются с различными сложностями при отказе от подписок, незапланированными списаниями или прочими неудобствами, сказал Павлов.
Один потребитель в среднем тратит на подписку сумму в диапазоне 200–400 рублей в месяц, в случае незапланированных списаний речь может идти о совокупном ущербе для бизнеса в несколько миллиардов рублей, отметили в ОПИ. По словам Павлова, это происходит на фоне сокращения каталогов стриминговых сервисов по требованию иностранных правообладателей, то есть удаления оплаченного потребителем контента.