К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Госдума рассмотрит законопроект о списании денег за интернет-подписки в марте


Госдума в марте может принять закон, который обяжет онлайн-сервисы и интернет-магазины предупреждать пользователей о списании денег за подписки, выяснили «Известия». По данным газеты, ЦБ поддержал законопроект, а бизнес отнесся к инициативе критически

Онлайн-сервисы и интернет-магазины обяжут уведомлять клиентов о взимании платы по подпискам. Законопроект о таком требовании парламент может принять в марте, сообщил «Известиям» его соавтор, заместитель председателя комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Андрей Свинцов. Законопроект поддержали в Центробанке, бизнес считает его нынешнюю редакцию неприемлемой, но готов искать компромисс с авторами инициативы, пишет газета. 

«На законопроект получен официальный отзыв правительства. Это позволяет Госдуме рассмотреть и принять его в первом чтении», — сообщил депутат. Он добавил, что рассмотреть законопроект планируется в марте. «Сейчас он находится в числе тех, которые мы планируем рассмотреть в марте. Если не будет каких-то серьезных перегрузок в повестке, думаю, что он в этом месяце может быть принят в первом чтении», — сказал Свинцов. По его словам, правительство в своем отзыве отразило ряд замечаний, но они вполне могут быть доработаны и устранены ко второму чтению.

Законопроект был внесен в Госдуму в июле 2023 года представителями всех партийных фракций парламента. В пояснительной записке отмечалось, что у пользователей возникают трудности с отслеживанием взимания платы за подписку, отменой платных подписок, автоматическим их продлением без предварительного подтверждения, списанием платы за подписку без уведомления и односторонним изменением продавцом условий без него же. В профильном комитете рассказали, что сейчас  устраняются замечания правительства по формулировкам понятий «регулярное получение», «регулярный доступ», исключаются противоречащие нормы.

 

По словам еще одного соавтора законопроекта Антона Немкина, работа ведется в «диалоге с бизнесом». «Работаем над тем, чтобы итоговая версия законопроекта была полезной для граждан и безвредной для российских компаний, которые боятся столкнуться с оттоком пользователей», — сказал депутат, член того же комитета, что и Свинцов. Он добавил, что создана рабочая группа, в ней активное участие принимают представители Роспотребнадзора, ЦБ, «Яндекса», Ozon, ассоциации «Интернет-видео», Медиа-коммуникационного союза и другие.

Немкин отметил, что главное — это  «искоренить ситуацию, в которой люди остаются в уязвимом положении и платят деньги за те услуги, которыми не пользуются». В Центробанке сообщили, что инициатива поступила к ним на отзыв. «Урегулирование порядка реализации платных цифровых подписок позволит защитить права потребителей и не допустить скрытых списаний денег», — сказали в ЦБ. Там отметили, что поддерживают предлагаемые законопроектом механизмы управления платными подписками. 

 

Источник в «Яндексе» (компания официально от комментариев отказалась) отметил, что «в текущей редакции законопроект противоречит своей изначальной цели — обезопасить пользователей от недобросовестных сервисов». По словам собеседника, в таком виде он может «навредить добросовестным игрокам рынка, а также ухудшить пользовательский опыт для миллионов человек, — сказал источник. Глава ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин рассказал, что отрасль  вместе с авторами законопроекта будет «искать оптимальные механизмы защиты интересов потребителей сервисов по подписке, которые не станут при этом создавать избыточных рисков для добросовестного бизнеса».

«Мы уверены, что найдем этот баланс и существенно улучшим редакцию проекта закона», — добавил Бырдин. Глава «Общественной потребительской инициативы» (ОПИ) Олег Павлов полагает, что бизнес критически относится к законопроекту, так как в случае его принятия теряет прибыль, которую мог получить с этих подписок. Исследования показывают, что более 60% потребителей сталкиваются с различными сложностями при отказе от подписок, незапланированными списаниями или прочими неудобствами, сказал Павлов. 

Один потребитель в среднем тратит на подписку сумму в диапазоне 200–400 рублей в месяц, в случае незапланированных списаний речь может идти о совокупном ущербе для бизнеса в несколько миллиардов рублей, отметили в ОПИ. По словам Павлова, это происходит на фоне сокращения каталогов стриминговых сервисов по требованию иностранных правообладателей, то есть удаления оплаченного потребителем контента. 

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+