К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Принудительная перезагрузка: как изменился онлайн-банкинг под влиянием санкций

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Мобильные приложения долгое время были одним из основных дистанционных каналов взаимодействия российских банков со своими клиентами. Они (чаще всего) опережали десктоп-версии по удобству и функционалу, да и физические офисы — как минимум по возможности круглосуточно пользоваться услугами и продуктами. Однако удаление приложений подсанкционных компаний, включая крупнейшие банки, из App Store и Google Play указало на шаткость системы и иллюзорность понятия «доступности». Cтарший вице-президент, руководитель департамента цифрового бизнеса ВТБ Никита Чугунов рассказывает, как финтех-компаниям удалось перезапустить онлайн-банкинг, преодолеть технологические барьеры и даже сэкономить на разработке

Когда против российских банков ввели блокирующие санкции (списки расширялись в 2022 и 2023 году, сейчас в них более 35 организаций), не до конца было понятно, чем конкретно эти меры в действительности обернутся на практике. Примерно через неделю крупнейшие банки страны столкнулись с одним из первых непредвиденных последствий: возникли сложности с App Store.

В России, по последним подсчетам НАФИ, мобильными приложениями как основным каналом доступа к банковским сервисам пользуются порядка 70% населения — около 100 млн человек. Невозможность их скачать из крупнейших международных магазинов приложений стала резким ударом не только для банков, но и для миллионов их клиентов. Многие из них заходили в мобильное приложение каждый день и считали его основным инструментом для повседневных финансовых операций. Стало понятно, что на этот удар нужно найти быстрый и эффективный ответ, чтобы не подвести клиентов.

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Поиск новых площадок

Как отреагировал бизнес? В первую очередь компании проинформировали пользователей, чтобы поддержать и успокоить их. Одни запустили sms- и email-рассылки с рекомендациями, какие услуги можно получить по горячей линии, как пользоваться веб-версией, которая на тот момент все еще традиционно обеспечивала доступ ко всем продуктам и услугам банка и при этом находилась в процессе активной адаптации для пользователей смартфонов.

 

Другие банки пытались разрабатывать альтернативные каналы, которые сделали бы уход от мобильных приложений для клиентов максимально безболезненным. Но и этот путь был связан со сложностями, как с технологической стороны, так и с регуляцией рынка. В 2023 году банки начали экспериментировать с интеграцией своих сервисов в популярные мессенджеры. Такую интеграцию все еще можно считать перспективной: банки опробовали пилотные проекты в Telegram, а затем начали тестировать продукты в российских социальных сетях, таких как VK и «Одноклассники». Сотрудничество выгодно как для клиентов, так и для сторон-партнеров, так как оно предполагает всесторонний обмен опытом, разработку новых удобных решений, а также повышение уровня доступности и качества цифровых продуктов.

Гарантированный доступ: веб-версии

Надо сказать, что в России традиционно высока планка качества цифровых услуг и цифрового банкинга в том числе — в 2020 году мы вошли по уровню его развития в топ-10 стран мира. До 2022 года число пользователей мобильных банковских приложений в России росло колоссальными темпами, а IT-департаменты банков делали их развитие одной из приоритетных задач.

 

Веб-версия — новая точка роста для большинства крупных игроков финансовых услуг. Такой формат онлайн-банка легко адаптируется под любые устройства и операционные системы. Как следствие, появилась тенденция к разработке единого интерфейса и логики сервиса, как для Android, так и на iOS, чтобы при смене устройства клиент не терял свой привычный пользовательский опыт. Более того, адаптация решений под запросы клиентов позволила внедрить в веб-версию больше сотни новых функций, включая вход по биометрии, интеграцию камеры для оплаты услуг по QR-кодам, а также переводы денег по номеру телефона из записной книжки. Новый подход к продукту доказал, что веб-версия может практически не уступать мобильному приложению с точки зрения дизайна, привычного опыта использования, а также скорости и производительности, а в чем-то и превосходить их.

Не все готовы к переменам

Значительный переток пользователей из приложений в интернет-банки в мобильных браузерах стал важной тенденцией для всего финансового сектора. Исследование консалтинговой компании Markswebb называет переломным моментом июль-август 2022 года. Именно тогда крупнейшие игроки поняли, что веб-банкинг должен стать задачей первого приоритета. Благодаря модернизации функционала и внедрению инновационных технологий уже в сентябре наблюдалось увеличение числа пользователей сервисов банков.

О том, насколько массовым для рынка стал процесс «возврата к вебу» за последний год, можно судить по числу участников исследования Markswebb. Как минимум 11 крупных финансовых организаций России за это время модернизировали свои веб-версии онлайн-банков. Главная их цель — обеспечить тот же уровень клиентского опыта в браузере, который прежде был в нативном приложении. К тому же веб-банкинг более стабилен против санкций и ограничений западных онлайн-сторов. А гибридные решения (технологии встраивания сайтов внутрь нативных приложений), с которыми активно начинают работать банки, позволяют снизить затраты на разработку и обновление, поскольку вместо трех параллельных процессов релиза (для iOS, Android и браузера) теперь ведется только один.

 

Онлайн-банкинг в России сегодня стоит перед непростым выбором. Одни банки предпочитают следовать проверенным подходам, другие делают ставку на инновационные гибридные технологии, основанные на веб-версии. Несмотря на то, что второй путь требует смены стратегических ориентиров, времени и инвестиций, в долгосрочном периоде он становится более гибким, устойчивым и эффективным. По нашим ожиданиям, гибридные технологии вскоре станут основным направлением развития для всех участников рынка.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+