К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Восточным курсом: за счет чего смартфоны из Китая помогли оживить рынок в 2023 году

Фото Zuma / TASS
Фото Zuma / TASS
Российский рынок смартфонов восстановился в штучном выражении после весьма заметного падения в 2022 году: в 2023-м продажи по сравнению с прошлым выросли на четверть и составили 30,7 млн устройств. При этом большая часть первой пятерки производителей немного растеряла свои доли на рынке — во многом потому, что китайские бренды Tecno и Infinix кратно увеличили свои продажи. По словам экспертов, немалая часть их успеха в России связана с тем, что эти достаточно новые для отечественного ретейла бренды «купили» себе долю рынка за счет агрессивного маркетинга и низких цен

Спрос активирован

Рынок смартфонов преодолел «яму» 2022 года, хотя и не дотянул до рекордного за последние пять лет результата в денежном выражении, установленного в 2021-м (тогда российские пользователи купили смартфонов на 728 млрд рублей). Как следует из данных МТС, с которыми ознакомился Forbes, по итогам 2023 года в России было продано 30,7 млн устройств на общую сумму 681 млрд рублей. Если сравнивать с провальным 2022 годом, продажи смартфонов в России выросли на 26% в штучном выражении и на 22% в денежном.

По мнению аналитиков компании, главным фактором, повлиявшим на высокие результаты продаж, стал отложенный спрос. «В последние два года покупатели старались повременить с покупкой смартфонов», — пояснили там.

В 2022 году потребительский спрос был «достаточно сильно угнетен», и в итоге мы фиксируем повышенный спрос на смартфоны в 2023-м, совпавший с выходом удачных новых моделей телефонов, рассуждает генеральный директор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров. В пример он привел высокую популярность среди покупателей новой модели iPhone 15, которая в этом году была существенно выше, чем у версии iPhone 2022 года. «Сама модель более удачная, кроме того, многие пользователи ждали возвращения Apple к порту зарядки USB Type-C. Это с учетом того, что технику Apple россияне стали активно закупать за рубежом самостоятельно или через посредников», — добавил он.

 

Китаизация рынка

По данным МТС, больше всего смартфонов в 2023 году продал Xiaomi. Доля вендора составила 30%, что на два процентных пункта меньше, чем годом ранее. Второе место с долей 14% занял китайский Tecno, на него бренд поднялся за год с пятой позиции (в 2022 году он занимал 8%). Южнокорейский Samsung и китайский Realme разделили третье место, занимая по 11% рынка (годом ранее доля Samsung составляла 19%, а Realme — 14%). На четвертое место вышел китайский Infinix с 10%, сместивший за год Apple на пункт ниже. Доля американского производителя в штучном выражении в 2023 году составила 8%.

При этом в денежном выражении Apple сохранила первое место с долей рынка в 33%, что на два процентных пункта меньше, чем в 2022 году. Xiaomi, как и годом ранее, на втором месте с 20% (в 2022 году вендор занимал 23% рынка). Третье место по-прежнему за Samsung с 17% рынка, что, однако, на три процентных пункта меньше, чем в 2022 году. С четвертого места Tecno (7%) вытеснил Realme (6%).

 
Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

В МТС рассказали, что продажи бренда Infinix в штуках выросли в четыре раза, а в денежном выражении увеличились в 4,5 раза. По оценкам оператора, у Tecno они увеличились в 2,2 и 2,4 раза соответственно. Генеральный директор Infinix в России Марио Ян поясняет значительный рост продаж расширением пула партнеров и оптимизацией логистических процессов.

Ситуация на российском рынке смартфонов немного напоминает ту, что сложилась в автопроме: так, по данным «Автостата», в январе доля китайских авто в стране составляла около 10%, теперь же она превышает 50%. Конкуренция среди китайских брендов на российском рынке смартфонов значительно усилилась, указывает источник Forbes в одном из вендоров. По его словам, Tecno и Infinix тратят огромные бюджеты на комаркетинг (бренды Tecno и Infinix принадлежат китайскому производителю Transsion Holdings. — Forbes).

«Бюджеты действительно очень большие, реклама везде — в метро, на улице, в магазинах, на машинах. Кроме того, производители выплачивают бонусы продавцам и развивают неплохой собственный маркетинг, в том числе креативные проекты, — поясняет собеседник Forbes. — Сказывается на росте продаж этих марок и демпинг».

 

В Samsung и Tecno отказались от комментариев. В Xiaomi, Realme, Apple не ответили на запрос Forbes.

«Отъели долю»

Рост рынка смартфонов в количественном выражении обеспечили преимущественно китайские производители, которые предприняли масштабную экспансию на российский рынок в самый нужный момент, объясняет бизнес-аналитик IT-холдинга Fplus Артур Махлаюк.

«Ранее Transsion Holdings успешно заявил о себе в Африке и Юго-Восточной Азии, где весьма успешно бил такого гиганта, как Samsung. Чтобы закрепиться в России, китайская компания перекинула на это направление очень крупные ресурсы», — рассуждает Махлаюк. В отличие от других китайских игроков Transsion Holdings отличает очень скрупулезная адаптация продукта под конкретный рынок, вплоть до определения десятых долей дюйма для размера экрана, обращает внимание он.

По словам Артура Махлаюка, конкуренцию у более известных китайских производителей, например Xiaomi и Realme, Tecno выигрывает за счет более низкой цены на почти аналогичные по техническим характеристикам устройства. «Экспансии Tecno не помешал даже рост курса доллара, потому что закупки больших партий делаются по определенной цене, а у ретейлеров установлен потолок цен», — добавляет он.

Tecno и Infinix смогли «отъесть» долю других популярных в России брендов за счет того, что представили несколько удачных моделей, аналогов которым по соотношению цены и характеристик нет у других, рассуждает аналитик TelecomDaily Илья Шатилин. Кроме того, Tecno и Infinix, по его словам, проводили очень агрессивную маркетинговую политику: «Эти бренды купили себе долю рынка за счет агрессивного маркетинга и низких цен».

 

По словам Ильи Шатилина, так заходили на российский рынок и другие китайские бренды. «Xiaomi и Realme сначала представили недорогие смартфоны с отличными характеристиками. Одновременно с этим начали работать над лояльностью аудитории и формировать комьюнити. Когда они завоевали доверие пользователей, то начали представлять и более дорогие модели на российском рынке», — пояснил он. Что касается Xiaomi, производитель немного растерял долю, потому что свернул свои маркетинговые активности в России после начала «спецоперации»*, говорит Шатилин.

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+