К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Наступление с Востока: как рынок смартфонов ожил за счет новых китайских флагманов

Фото Владимира Гердо / ТАСС
Фото Владимира Гердо / ТАСС
За год цены на смартфоны выросли на 15-30%, однако россияне активнее покупают телефоны, чем год назад, не дожидаясь новогодних распродаж. Так, в ноябре было продано на 10-15% больше смартфонов, чем год назад, а в денежном выражении рынок вырос почти на треть — на 27-32%. По словам аналитиков, рынок восстанавливается и отыгрывает позиции после обвала в 2021 году из-за ухода ряда крупных производителей из страны. Китайские вендоры заполнили образовавшиеся пустоты, в том числе вытесняя признанных ранее лидеров Apple и Samsung

Пошел в рост

Согласно предварительным данным, в ноябре 2023 года в России было продано на 10,3% больше смартфонов, чем годом ранее, — 3,2 млн устройств на сумму 75 млрд рублей, рассказали Forbes в IT-холдинге Fplus. В денежном выражении рынок вырос на 27%. Продажи ноября в этом году весьма близки к показателям двухлетней давности и в штучном выражении, и в денежном, оценивает бизнес-аналитик Fplus Артур Махлаюк.

Оценки МТС близки к тем, что озвучивают коллеги по рынку: в ноябре этого года продажи смартфонов увеличились на 14% в штучном и на 32% в денежном выражении. Средняя цена выросла на 16%, до 23 300 рублей, посчитали в операторе. В «Мегафоне» отметили, что по сравнению с прошлым годом цены на смартфоны выросли на 20%.

Лидером рынка по количеству проданных устройств, по оценке Fplus, остался Redmi (суббренд Xiaomi), доля которого за год выросла с 20% до 24%. Второе место год назад занимал Realme с долей 15,8%, сейчас на этом месте Tecno с 16%. За год Infinix вошел в первую тройку производителей с долей 12,5%, годом ранее на третьем месте был Tecno (14%). «В 2023 году мы расширили дистрибуцию и представленность наших девайсов на территории России за счет добавления новых партнеров и увеличения количества торговых точек, — объясняет гендиректор Infinix в России Марио Ян. — Нам удалось оптимизировать цепочки поставок и сократить время доставки нашей продукции до партнеров и потребителей».

 
Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Samsung за год снизил свою долю с 13,5% до 9,9%, а Apple — c 9,5% до 6,9%. Китайский Realme обошел американского производителя, его доля достигла 7,8%.

При этом Apple по-прежнему заработала на смартфонах в России больше других производителей — ее рыночная доля в денежном выражении составила 31%. Samsung занимает второе место с 16,6%, а остальные места занимают китайские Redmi (14%), Tecno (8,3%), Infinix (6,5%) и Realme (5,2%).

 

Аналитики Price.ru сопоставили цены на самые популярные модели смартфонов за последний год. Прошлогодний iPhone 14 Pro 256Gb подорожал на 6%, до 125 500 рублей, а iPhone 14 128Gb — на 14%, до 87 000 рублей. Новинка 2021 года iPhone 13 в минимальной комплектации выросла в цене на 23%, до 80 000 рублей. Samsung Galaxy A73 5G за год прибавил в цене 10% (43 000 рублей), а Galaxy S22 Ultra 256Gb, наоборот, подешевел на 6%, до 85 000 рублей. Цена на Poco M3 128Gb (суббренд Xiaomi) выросла на 14%, до 15 800 рублей, а на Poco M3 Pro 5G 64Gb — на 26%, до 17 600 рублей.

В Tecno отказались от комментариев. В Xiaomi, Realme, Samsung и Apple не ответили на запрос Forbes.

Китайский сервис

Росту интереса к смартфонам способствует отложенный спрос и развитие конкуренции между китайскими производителями, считают в «М.Видео-Эльдорадо». В компании ожидают повышенную покупательскую активность и в декабре, в том числе высокий спрос на более дорогие и флагманские модели, которые часто выбирают в качестве подарков.

 

Один из ключевых факторов роста рынка смартфонов — расширение ассортимента китайских брендов. Увеличение стоимости смартфонов на фоне роста курса валют сказывается на росте рынка в денежном выражении, считает директор единого департамента закупок «Мерлион» и «Ситилинк» Олег Фоменко. В Ozon отметили, что продажи китайских производителей растут в том числе за счет активного маркетинга и сервисной поддержки.

Продажи смартфонов в этом году действительно превысили прошлогодние показатели, но говорить об увеличении спроса некорректно, считают в Wildberries: «Скорее, это эффект низкой базы 2022 года, в этом году рынок возвращается к прежним значениям».

Независимый эксперт Александр Сурков оценивает общее подорожание смартфонов за последний год не менее чем на 15%. В 2022 году из-за того, что многие зарубежные производители свернули свою деятельность в России, рынок смартфонов застыл в состоянии неопределенности, вспоминает он. «Механика параллельного импорта еще не была ясна, поэтому продажи смартфонов просели до 27,5 млн, хотя последние годы рынок смартфонов достигал 32 млн и более», — рассуждает он, добавляя, что сейчас рынок отыгрывает позиции.

За последние полтора года, продолжает Сурков, ландшафт представленных в России брендов значительно изменился: китайские производители быстро захватывают ниши, включая премиальные, которые частично покинули Apple и Samsung. При этом китайским вендорам важно показать на рынке «высочайший технологический уровень, чтобы поднять авторитет своего бренда», резюмирует он.

Эффект пандемии

Во время пандемии коронавируса (вторая половина 2020 — первая половина 2021 года) наблюдался всплеск продаж смартфонов: россияне вышли на удаленную работу, для которой потребовались гаджеты с поддержкой видеосвязи, к тому же «освободились» средства, которые россияне не могли потратить на отпуск и отдых, размышляет аналитик FinTech Lab Сергей Вильянов. По его словам, сейчас, в конце года, россияне обновляют купленные во время пандемии гаджеты, так как средний срок жизни телефона 2,5-3 года.

 

Во второй половине ноября рубль укрепился, и курс временно изменился со 100 до 88 рублей за $1, говорит главный редактор Ferra.ru (входит в Rambler&Co) Евгений Харитонов. По его мнению, россияне сочли, что ослабление доллара кратковременно, и решили приобрести смартфоны в ноябре, не дожидаясь новогодних распродаж. Цены на смартфоны в рознице в 2022 году были менее привлекательными, чем сейчас, из-за еще не отлаженных цепочек поставок в параллельном импорте, добавил он.

Раньше смартфоны делились на флагманы (носители инновационных технологий, которые постепенно распространялись и на другие сегменты) и всех остальных, сильно отстающих по своим характеристикам, говорит Вильянов. Но в 2022 году формируется средний сегмент смартфонов, представляющих собой, по сути, флагманы трех-четырехлетней давности. «Это было связано с глобальным дефицитом комплектующих. Производители вынуждены были использовать имеющиеся у них на складах компоненты двух-трехлетней давности, других не было. Поскольку за последние три-четыре года смартфоны технологически почти не эволюционировали, флагманы уже не так выигрышно смотрятся на фоне среднего сегмента», — рассказал он.

По мнению аналитиков, сейчас именно в среднем ценовом сегменте идет самая острая конкурентная борьба, устройства для него изготавливают много производителей: Xiaomi, Realme, Tecno, Samsung, Infinix. Продажи растут как раз за счет этого сегмента, позволяющего заменить гаджет на более продвинутый за умеренные деньги (23 000—40 000 рублей), объясняет Вильянов. Дорожают же в основном флагманы, заключил эксперт.

Цены на смартфоны в среднем за год выросли примерно на 15-20%, до 25% увеличилась стоимость отдельных моделей, оценивает гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Потребительская активность, по его словам, сейчас растет, в том числе кредитование. Налицо и эффект «спецоперации»*, утверждает Бурмистров: мобилизованные и контрактники получают большие деньги и направляют их в том числе на покупку мобильных устройств. «Сейчас рынок восстанавливается, и можно аккуратно предположить, что следующий год для рынка смартфонов будет позитивным», — считает аналитик. Предпосылками этого он называет появление интересных флагманов у китайских компаний, а также то, что 2024 год будет годом массового обновления мобильных устройств, которые приобретались во время пандемии, когда началась самоизоляция.

 

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+