Зачем компания миллиардера Палмера Лаки занялась дронами с реактивным двигателем
Компания Anduril Industries заявляет, что хочет стать Lockheed Martin образца XXI века. Главный способ, которым оборонный стартап, основанный миллиардером Палмером Лаки, стремится к заветному статусу, заключается в том, чтобы проектировать аппараты за собственные деньги, а не дожидаться конкурсов на контракты Пентагона. Компания уверена в том, что знает, чего хотят американские военные.
Базирующаяся в Южной Калифорнии компания Anduril Industries 1 декабря объявила об амбициозных планах создания автономного дрона с реактивным двигателем, предназначенного для перехвата воздушных целей ― от крупных дронов до пилотируемых воздушных судов. В компании утверждают, что уже нашли покупателя, которого называют «клиентом из США», и готовятся запустить новинку в производство, изготавливая по несколько сотен штук в год. Судя по всему, заказчиком является Командование специальных операций США, в прошлом году подписавшее с Anduril Industries контракт на противодронное аппаратное обеспечение Roadrunner на $12,5 млн (спасибо интернет-изданию 404 Media).
Как заявляет Anduril Industries, дрон под названием Roadrunner оснащен двумя турбореактивными двигателями, которые позволяют ему развивать «высокую дозвуковую скорость» порядка 1120 км/ч. Взлет происходит вертикально из специального контейнера с климат-контролем под названием Nest (по-английски «гнездо»), в котором, по словам проектировщиков, дрон можно хранить месяцами и он будет сразу готов к использованию в сложных погодных условиях.
Идея заключается в том, что эскадрильи Roadrunner можно запускать для оценки угрозы, которую зафиксировал радар или увидели наблюдатели. Если источником сигнала оказался вражеский аппарат, Roadrunner, оснащенный боеголовкой, перехватит его и взорвет вместе с собой. В случае ложной тревоги дрон вернется на базу и приземлится вертикально на хвост.
В ходе видеоконференции Лаки, разговорчивый гений мира технологий, рассказал репортерам, что стоимость аппарата составляет «несколько сотен тысяч долларов» и его ценность увеличивается благодаря возможности многоразового использования.
«Это совершенно новый тип оружия, которого раньше не существовало, ― говорит Лаки. ― Нечто среднее между многоразовой ракетой и полноценным автономным летательным аппаратом».
Эволюция угроз
Впервые о дронах Roadrunner Лаки в общих чертах рассказал Forbes USA в прошлом году. Устройства рассчитаны на нейтрализацию зарождающегося класса воздушных угроз, который находится между небольшими квадрокоптерами и баллистическими ракетами.
«Критерии, которые мы встроили в Roadrunner, были призваны исследовать угрозу, ее направленность и сформировать прогноз относительно ее проявлений в дальнейшем», ― уточняет Кристиан Броуз, директор по стратегическому развитию Anduril Industries.
Поделиться техническими данными о возможностях Roadrunner в компании отказались, но заявили, что по сравнению с аналогичными дронами на рынке Roadrunner располагает в три раза большей боевой грузоподъемностью, в 10 раз большей дальностью полета в один конец и в три раза более высокой маневренностью.
Название дрона представляет собой шутливую отсылку к конкуренту — Coyote Block 2 компании RTX, реактивной системе для борьбы с дронами-камикадзе, которую применяет армия США. Поклонники мультсериала «Луни Тюнз» знают, что Дорожный бегун (англ. Roadrunner) всегда обгоняет Койота.
По заверениям Палмера Лаки, двигатели Roadrunner, разработанные Anduril Industries, являются «самыми энергоемкими турбореактивными двигателями из когда-либо созданных».
В компании заявляют, что один оператор может запускать и контролировать сразу несколько эскадрилий Roadrunner. Летательным аппаратам под силу самостоятельно определять траекторию полета, включая маршруты перехвата маневрирующей цели при получении команды на уничтожение.
Лаки и Броуз подчеркивают: ценность фирменных беспилотников в значительной мере заключается в возможности их применения для отслеживания потенциальной угрозы, чтобы не нужно было отправлять пилотируемый самолет (это очень дорого) или принимать срочное решение по запуску ракеты.
«Преимущество Roadrunner в том, что о его запуске не придется жалеть», ― уверен Броуз.
Фатальные ошибки
Допущенная в спешке ошибка комплекса ПВО может привести к трагедии — как в 2020 году, когда в Иране сбили украинский авиалайнер. Тогда иранская армия находилась в режиме полной боевой готовности и ожидала со стороны американцев удара возмездия за атаку военных баз США в Ираке.
«Думаю, дроны Roadrunner взрывать по большей части не понадобится, ― убежден Лаки. ― Преимущественно это будут простые запуски для минимизации рисков и получения информации о реальном положении дел на местности».
Годятся ли беспилотники производства Anduril Industries для перехвата более скоростных истребителей, пока неясно, однако разработка заберет на себя часть нагрузки воздушных сил в таких регионах, как Тайвань и Япония. В последние годы эти страны вынуждены постоянно запускать в небо свои истребители, чтобы реагировать на нарушения воздушного пространства со стороны летательных аппаратов из Китая.
Компания собирается выпускать дроны Roadrunner без опции камикадзе с различной боевой грузоподъемностью, например оборудованием для радиоэлектронного подавления. Кроме того, говорит Лаки, его компания планирует использовать дроны для тушения лесных пожаров. Если по спутнику или другим каналам фиксируется возгорание, беспилотник может вылететь на место происшествия и потушить огонь. Борьба с лесными пожарами стала головной болью для технологических гигантов после недавних пожаров, захлестнувших западные штаты.
Закари Калленхорну, эксперту по дронам и приглашенному научному сотруднику Центра стратегических и международных исследований, производительность, о которой заявляют в Anduril Industries, кажется вполне правдоподобной. Он уверен, что со временем автономность будет применяться все чаще, а один из самых эффективных сегодня способов защиты против дронов (перекрытие каналов радиоуправления удаленным пилотам) безнадежно устареет, и потому предлагает более грубый тип противодействия в виде Roadrunner.
Тем не менее практическая выгода от дрона-перехватчика для Калленхорна осталась неясна, поскольку информации от производителя слишком мало.
При ценнике в несколько сотен тысяч долларов за штуку использование Roadrunner для ликвидации дрона типа Shahed-136, стоимость которого оценивается от $20 000 до $50 000, с точки зрения финансов может оказаться более обоснованным, нежели пуск ракеты Patriot за $4 млн. Но Украина, похоже, добилась успеха в уничтожении дронов среднего размера с помощью гораздо более дешевых снарядов из крупнокалиберных пулеметов.
Между тем дрон Coyote компании RTX для борьбы с БПЛА, который, судя по официальным документам бюджета армии США, может стоить вдвое дешевле, чем Roadrunner ($118 000 за один аппарат), считается эффективнее против беспилотных воздушных систем более компактных группы 1 и группы 2 (Shahed относится к группе 3).
Дроны более крупных групп 4 и 5 вроде китайского аналога американского Reaper под названием CH-4 сравнимы по стоимости с традиционными ракетами ПВО, и такие аппараты можно эффективно сбивать ими, добавил Калленхорн. Наглядный пример: турецкий Bayraktar TB2, который Украина использовала с заметным успехом на начальных этапах «спецоперации»*, с поля боя исчез, так как линии фронта стали статичнее, а Россия развернула собственные зенитные комплексы.
«Мне не совсем понятно, в какую именно нишу целится своим дроном [Anduril Industries] и какова его относительная ценность», ― признает Калленхорн.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.
Перевод текста Forbes USA