Суд отправил разработчика суперкомпьютеров Абрамова на психиатрическую экспертизу
Стационарная психиатрическая экспертиза была назначена Сергею Абрамову (включен в перечень террористов и экстремистов) 30 ноября судом по ходатайству следствия, рассказал Forbes ученый. «Суд удовлетворил ходатайство. Дальше я ложусь в клинику, когда позовут, и медики будут изучать мою психику с целью ответа на вопросы, которые следователь поставил перед экспертами. Без деталей, это про способность оценивать происходящее, понимать последствия и отвечать за свои поступки», — сказал Абрамов. Сам он, по его словам, в ходе заседания суда выступил против ходатайства следствия.
В рамках расследования уголовного дела ученый проходил амбулаторную психиатрическую экспертизу в течение 30–45 минут, но по ее итогам комиссия не смогла ответить на поставленные вопросы и пришла к выводу, что ему требуется стационарное обследование, пояснил сам Абрамов. Около трех недель понадобится врачам, как считает следствие, чтобы установить его вменяемость, написал «Т-инвариант».
«Реакция медиков, которые меня знают и ведут, шоковая. Люди шокированы, — сказал Абрамов. — Я спокойно разговариваю, это не значит, что мне все это нравится, что я все это одобряю и принимаю и так далее. Нет, конечно. Но ничего, ко многому привык».
На вопрос Forbes о том, справедливо ли применять к его делу понятие «карательная психиатрия», Абрамов ответил, что ему нечего сказать по этому поводу, так как у него «нет этого опыта». «Проблем с психикой у меня никогда не было. И я ни разу не был в психиатрической лечебнице. Поэтому не знаю, можно ли в общем случае это пребывание назвать карой. Это верно и про предстоящее конкретное пребывание. Карательное оно или не карательное? Посмотрим. Я спокойно ко всему в жизни отношусь. Может быть, это послужило причиной недоумения экспертов?» — сказал Абрамов.
Сергей Абрамов — главный научный сотрудник, директор Исследовательского центра мультипроцессорных систем Института программных систем им. А. К. Айламазяна Российской академии наук, член-корреспондент РАН, сокоординатор Национальной суперкомпьютерной технологической платформы. В 2006 году Абрамов получил премию правительства страны в области науки и техники за разработку высокопроизводительных вычислительных систем (суперкомпьютеров) семейства «Скиф».
Ученого обвиняют в финансировании экстремистской организации (часть 1 статьи 282.3 УК), а именно, по данным источников газеты «Коммерсантъ», в перечислении денег Фонду борьбы с коррупцией (признан иноагентом, экстремистской организацией, запрещен и ликвидирован). Расследование уголовного дела ведет ФСБ. «Я свою вину не признаю, я это не делал, а те детали дела, которые мне на сегодняшний день известны — далеко не все, — убеждают меня четче и четче понимать, что я это реально не делал — невозможен даже случай «сделал и искренне забыл — вытеснил из сознания», — сказал ученый. На данный момент он находится под «подпиской о невыезде и надлежащем поведении», сообщил РБК.
Уголовное преследование Абрамова продолжается с весны 2023 года. 10 апреля у него прошел обыск, после чего 66-летний ученый провел более суток в СИЗО. 12 апреля суд назначил Абрамову домашний арест. 10 октября ему изменили меру пресечения на подписку о невыезде.
Из-за стационарного психиатрического обследования Абрамов, скорее всего, снова пропустит общее собрание РАН. Второе в текущем году общее собрание РАН запланировано на 12-13 декабря 2023 года. По уставу РАН члены академии обязаны участвовать в этом собрании, напомнил Абрамов. Если до начала мероприятия его не положат в клинику, то ученый планирует обратиться к следователю с ходатайством, чтобы его отпустили на три дня в Москву. Если же Абрамов окажется в стационаре до начала собрания, покинуть психбольницу до завершения экспертизы ученый не сможет.
«Мне придется пропустить [cобрание РАН]. <…> Планировал принять участие в общем собрании Академии. Там интересные доклады и можно было не только послушать, но и задать вопросы, — сказал Абрамов. — Я не пропускал собрания никогда до этого года. Впервые этой весной, когда у меня был домашний арест».