Расставить нейросети: ИИ может добавить к ВВП больше 11 трлн рублей к 2030 году
Свое место
Основные вызовы развития ИИ, которые стоят сегодня перед Россией, — дефицит передовых разработок и исследовательских команд, нехватка инвестиций и проблемы с выживаемостью у ИИ-стартапов, низкий уровень внедрения ИИ в отраслях и госуправлении, а также потребность в кадрах для развития ИИ, говорится в презентации, с которой министр цифрового развития Максут Шадаев выступал на стратсессии в правительстве 21 ноября (копия документа есть в распоряжении Forbes). Так, если у Китая около 4000 публикаций на конференциях уровня А* (в области компьютерных наук А* — наивысший уровень для научных форумов согласно рейтингу CORE, Ассоциации компьютерных исследований и образования региона Австралазия (Computing Research and Education Association of Australasia) в 2022 году (первое место), то у России лишь 113 (19-е место).
Кроме того, по доле организаций, внедривших ИИ, Россия находится на 12-м месте (23%), а по показателю числа вузов в топ-700 рейтинга QS по направлению Computer Science на 2023 год — на 11-м (15 вузов). В США, которые занимают первое место по обоим показателям, эти значения — 58% и 111 вузов соответственно. Еще один показатель, где Россия серьезно уступает другим странам, — это вложения в ИИ-стартапы: в 2022 году российские проекты привлекли лишь $51 млн, тогда как американские — более $55,5 млрд.
При этом, как говорится в презентации, у России «есть свои прогрессивные наработки в сфере ИИ и успешные кейсы их применения», в частности две конкурентные LLM (Large Language Models, большие языковые модели. — Forbes). Однако широкое внедрение ИИ пока тормозится, следует из документа: только финтех и розничная торговля показывают значимый прогресс.
Сдвинуть с точки
Чтобы изменить статус-кво в этой области, в презентации предлагается ряд инициатив. Первый блок посвящен созданию инфраструктуры для ИИ, говорится в презентации. Для этого необходимы в том числе следующие меры: поддержка провайдеров облачных вычислений с GPU (графическими процессорами), льготный доступ к мощностям GPU разработчикам ИИ, «разработка отечественного микропроцессора для целей ИИ». На эти цели планируется выделить 119 млрд рублей.
Второй блок направлен на развитие науки в сфере ИИ. Среди мер — создание исследовательских центров, поддержка студентов и аспирантов в области ИИ стипендиями, создание условий для привлечения иностранных и российских ученых, проживающих за рубежом, «квотирование бюджета гражданской науки на исследования, использующие инструменты машинного обучения». Это потребует еще 73,6 млрд рублей.
Для реализации блока «Внедрение технологий ИИ», состоящего из таких мероприятий, как финансовая поддержка внедрения ИИ, повышение производительности труда с ИИ и соблюдение требований по внедрению ИИ для субсидий и в госкомпаниях, понадобится 71 млрд рублей. На подготовку кадров в этой сфере (в частности, новые образовательные программы по применению ИИ в отраслях, преподавание технологии ИИ в школах, интенсивы для талантливых детей и хакатоны) планируется выделить еще 24,5 млрд рублей.
Поддержка ИИ-стартапов — здесь и грантовая поддержка, и помощь разработчикам в экспорте, и содействие в привлечении инвестиций, и репозиторий российского софта с ИИ — потребует еще 95,3 млрд рублей. Наконец, на развитие международного сотрудничества Минцифры запрашивает еще 5,6 млрд рублей. Итого: 389 млрд рублей на мероприятия по развитию и внедрению технологий ИИ в стране до 2030 года.
Чего мы ждем
К 2030 году указанные меры должны привести к следующим результатам: будет подготовлено 70 000 студентов в области ИИ, а 600 аспирантов будут получать спецстипендии, 5000 компаний при господдержке внедрят ИИ-решения. В число достигнутых эффектов войдут следующие показатели: доля отраслей с высоким уровнем внедрения ИИ составит 95%, число публикаций российских ученых на конференциях А* увеличится в четыре раза (до 469, восьмое место в мире), а объем оказанных услуг в сфере ИИ — в пять раз и достигнет 60 млрд рублей в год. Кроме того, 30 стран присоединятся к российскому Кодексу этики ИИ, заключат и будут реализовывать соглашения по развитию ИИ. Наконец, к ВВП России это все добавит 11,2 трлн рублей.
В Минцифры не подтвердили, но и не опровергли данные из презентации. «Мероприятия, которые лягут в основу нового нацпроекта, объем и источники их финансирования пока не определены и находятся в проработке, — подчеркнули в министерстве. — Финальный вариант будет представлен летом 2024 года после утверждения правительством. Сам нацпроект по поручению президента запускается в 2025 году».
Экспертные выкладки
Для достижения определенных Минцифры показателей нужно решать целый ряд проблем, считают опрошенные Forbes эксперты и участники рынка. Одна из главных — кадровая. «Развитие ИИ требует квалифицированных специалистов, а сейчас страна испытывает дефицит кадров в области цифровых технологий. Заметное количество высококлассных специалистов в области ИИ переехали в другие страны, а большое количество новых кандидатов с малым опытом работы не смогут адекватно заменить их в такой наукоемкой отрасли, как ИИ», — рассуждает операционный директор Just AI Юлия Пивоварова.
По мнению директора по искусственному интеллекту «Тинькофф» Виктора Тарнавского, в проект следовало бы также добавить и ряд других инициатив. Среди них — «массовизация» образования граждан в области ИИ, особенно в сфере генеративного ИИ, «который к 2030 году будет создавать дипфейки, совершенно неотличимые от реальных изображений и видео». Речь также стоит вести и о создании открытых государственных датасетов для обучения конкурентоспособных больших языковых моделей на русском языке, развитии научно-исследовательского сотрудничества с коллегами из Азии, повышении рейтинга научных конференций Азии для России и привлекательности России для исследователей и лабораторий из Азии, а также о создании собственных академических конференций мирового уровня для международного обмена опытом, перечисляет Тарнавский.
Чтобы претендовать на лидерство, объем инвестиций в эту область должен быть соизмерим с другими странами, полагает генеральный директор MTS AI Дмитрий Марков. Но прежде всего требуется решение трех задач, считает он: вычислительные ресурсы, кадры и привлекательность российских венчурных инвестиций. «К указанным проблемам я бы добавил слабую информированность бизнес-заказчиков, над этим тоже надо работать», — продолжает Марков, добавляя, что особое внимание он бы уделил фундаментальным исследованиям, науке, образованию и реальным внедрениям ИИ в отраслях.
По мнению Юлии Пивоваровой, также отечественный рынок испытывает большую нехватку инфраструктуры для масштабирования технологий ИИ, в первую очередь — высокопроизводительных GPU, использующихся при обучении и эксплуатации больших нейросетевых моделей ИИ. «Немаловажен и потенциал международного сотрудничества: обмен опытом, партнерство с другими странами и привлечение инвестиций — все это ограничено в текущих условиях, — констатирует она. — При этом у нас есть технологические гиганты, которые вкладывают большие средства для раскачивания этого направления — соответственно, рынки и компании, косвенно к этому причастные, тоже начнут расти в масштабах и доходах».
«Мы считаем, что предложенная концепция отвечает современным вызовам и может помочь создать благоприятные условия для развития экономики данных, а также технологий ИИ, — заявили в «Яндексе». — Хорошо, что разработчики программы понимают, что развитие этого сектора невозможно без гибких рыночных механизмов. ИИ станет новым конкурентным преимуществом для стран на мировом рынке. Поэтому сейчас важно сфокусироваться на подготовке IT-специалистов высокого уровня». Поддержку научно-образовательного комплекса в плане Минцифры советник гендиректора Content AI Олег Сажин также считает «чрезвычайно важной». «Развитие науки в этой сфере — вопрос стратегического характера, так как высокотехнологические разработки не только напрямую способствуют экономическому росту, но и оказывают влияние на социальное устройство государства в целом, — размышляет он.
Финансирование и поддержка исследований и инноваций в области ИИ необходимы, чтобы страна могла оставаться на переднем крае технологического развития, обращает внимание Тарнавский. Сфера ИИ, по его словам, развивается настолько быстро, что технологический стек обновляется в течение всего двух-трех лет. «Для тех, кто занимается разработкой, важно держать руку на пульсе и быть в курсе новых технологий и открытий. Без научных исследований и инноваций не появились бы ChatGPT, технологии KYC (Know Your Customer), нейронный перевод и многие другие продукты, которые полностью изменили рынок, — говорит Тарнавский. — Например, для создания ChatGPT понадобились годы научных исследований».
Сооснователя & CPO лаборатории NDT (Neuraldeep.tech) by red_mad_robot Алексея Жданова «смущает» доля отраслей с высоким уровнем внедрения ИИ — 95% – в результатах к 2030 году. По его словам, к примеру, далеко не все промышленные предприятия имеют высокий уровень цифровизации в настоящее время, «и вряд ли к 2030 году этот уровень будет достигнут». Необходимо также повышать грамотность населения в обращении с ИИ-технологиями, считает Жданов. «Люди боятся, что их заменит ИИ, но это не так: их с большей вероятностью заменит другой человек, владеющий необходимыми навыками и инструментами для работы с ИИ. Необходимо проводить обучающие мероприятия среди обычных пользователей, не только среди разработчиков. Кроме того, важно, чтобы у людей был более простой доступ к различным технологиям, должны появляться такие ИИ-инструменты, работа с которыми не требует высокой квалификации пользователя», — заключает он.
Какие у вас данные
Разработать нацпроект по формированию экономики данных до 2030 года предложил в июле президент Владимир Путин, выступая в ходе пленарного заседания форума будущих технологий «Вычисления и связь. Квантовый мир». Речь, по словам президента, идет не только о том, чтобы консолидировать существующие инструменты поддержки развития цифровой экономики, искусственного интеллекта и высокотехнологичных проектов, но и «выстроить целостный механизм создания и повсеместного внедрения передовых разработок». По его словам, это касается всех технологий и сфер жизни. «Мы много об этом говорим и постепенно двигаемся, решаем эти вопросы, но нужно максимально форсировать эту работу, в том числе по такому направлению, как формирование экономики данных», — сказал Путин.
Цель нового нацпроекта — перевести всю экономику, социальную сферу, органы власти на качественно новые принципы работы, внедрить управление на основе данных, выйти на новый уровень в логистике, телемедицине, онлайн-образовании, предоставлении госуслуг, сообщали в Минцифры: «Новый нацпроект будет способствовать росту экономики и развитию социальной сферы. Он улучшит качество работы органов власти и, самое важное, качество жизни граждан».