Не терпит отлагательства: «Яндекс» развивает вертикаль срочной доставки товаров
Марш-бросок
«Яндекс» начал развивать на «Маркете» вертикаль Q-commerce, рассказали Forbes в компании. Она объединила в себе сразу несколько направлений: быструю доставку от продавцов, из магазинов ретейлеров и собственных дарксторов. За 0,5–2 часа, как заверяют в «Яндекс Маркете», покупателям уже доступно около 5 млн товаров. За последние полгода маркетплейс увеличил их количество в 1,5 раза за счет быстрого подключения магазинов федеральных и локальных ретейлеров по всей России.
За развитие сценариев быстрой доставки на маркетплейсе отвечает объединенная команда, которая состоит из сервисов «Маркета», «Еды», «Лавки», «Маркет Деливери». «Синергия команд позволяет ускорить расширение ассортимента, а технологии в логистике — оптимизировать скорость доставки и нагрузку на курьеров», — объясняют в «Маркете».
«Обычно маркетплейсы стараются обеспечить экспресс-доставку самых ходовых товаров, храня их запас у себя на складах. Их может быть десятки или сотни тысяч, но даже этот широкий ассортимент не может покрыть все запросы покупателей. Поэтому мы объединили на одной площадке разные типы сценариев быстрой доставки, не замораживая для этого ассортимент на складах и не удорожая услугу, — говорит Роман Маресов, глава объединенного направления сервисов электронной коммерции «Яндекса». — Многие заказы уже есть рядом с покупателем, и задача была технически научиться показывать покупателям маркетплейса близлежащие к нему товары, например, из магазинов ретейлеров или дарксторов «Лавки». Из них теперь мы доставляем товары клиенту напрямую».
Развитие вертикали Q-commerce — один из примеров кросс-платформенных проектов бизнеса электронной торговли «Яндекса». Компания также развивает доставку товаров из «Маркета» по клику вместе с «Лавкой». В сентябре 2023 года каждый пятый заказ из «Яндекс Маркета» в Москве и Санкт-Петербурге привозят с доставкой «по клику» из дарксторов «Лавки», уточняют в компании. В дальнейшем «Яндекс» планирует и дальше развивать синергию между сервисами, указывают там: например, будут созданы сквозные рекомендательные алгоритмы — они позволят формировать персональные подборки товаров на основе предыдущих покупок пользователей на разных площадках «Яндекса».
«Открыты к сотрудничеству»
«Время становится дороже денег, — констатировали эксперты Data Insight в своем исследовании в апреле 2023 года «Онлайн-продажи 2023: тренды и драйверы». — Потребители все чаще готовы платить за товары и услуги, которые помогают экономить время. Как следствие, мы видим стремительный рост следующих сервисов: доставка продуктов питания на дом, доставка еды из ресторанов или готовых рационов питания, онлайн-обучение, услуги такси-агрегаторов, онлайн-кинотеатры».
Ускорение перетока продаж на маркетплейсы из других онлайн-магазинов эксперты выделяют в числе ключевых рыночных трендов 2022–2023 годов. Кроме того, по данным исследования «Яндекс Маркета» и GfK, быстрая и удобная доставка входит в топ-3 причин при выборе онлайн-магазина — это важно для 37% россиян (на другие факторы — выгодные цены и широкий ассортимент приходится 38% и 30% соответственно).
Срочная доставка большого количества товаров очень востребована потребителями и очень сложна для продавцов, указывает партнер Data Insight Федор Вирин. По его словам, в подавляющем большинстве случаев такая доставка убыточна и неэффективна как бизнес-юнит: потребитель не готов за это платить полную цену, и сумма доинвестирования не помещается в маржу магазина. «Предлагаемый формат фактически не требует специальных складов и соединяет физическое наличие здесь и сейчас с логистической мощностью срочной доставки «Яндекса», — продолжает Вирин. — Насколько именно эта реализация сработает, зависит от стабильности ассортимента, доступного каждому конкретному пользователю».
Особенностью «Яндекса» и их инфраструктуры является то, что они предоставляют свои пункты выдачи заказов (ПВЗ) сторонним партнерам, обращает внимание совладелец eshopmedia, глава наблюдательного совета маркетплейса WEE, экс-коммерческий директор «Яндекс Маркета» Евгений Щепелин. «В отличие от других игроков, таких как Wildberries и Ozon, у которых ПВЗ доступны только для собственных клиентов, «Яндекс» открыт для сотрудничества с внешними предпринимателями, — добавляет он. — Модель Quick Commerce, где они являются логистической основой, а сами продавцы сосредоточены на производстве, позволит им оперативно доставлять товары и обслуживать большое количество клиентов». Отличительной чертой «Яндекса» является их открытость для сотрудничества и готовность поддерживать внешних партнеров, что дает им большое преимущество на рынке, заключает Щепелин.
Обзор товаров
В сегмент «Электронная коммерция» «Яндекса» входят маркетплейс «Маркет», сервис гиперлокальной доставки продуктов и хозяйственных товаров «Лавка», сервисы доставки продуктов из магазинов «Яндекс Еда» и «Маркет Деливери» (ранее Delivery Club), сервис доставки на этапе «последней мили» «Яндекс Доставка». По итогам III квартала 2023 года выручка «Электронной коммерции» выросла на 79%, до 42,2 млрд рублей.
Ассортимент товаров на «Яндекс Маркете» насчитывает 58,5 млн наименований. За отчетный период количество активных покупателей увеличилось на 40% год к году, составив 17,6 млн человек, общее число заказов удвоилось и достигло 23,4 млн.