Вне зоны доступа: ждать ли от властей полной блокировки VPN-сервисов
18+
Шире круг
Эксперты «Роскомсвободы» (признана Минюстом иноагентом) допускают попытки полной блокировки существующих VPN-сервисов на территории России — такой вывод организация сделала исходя из исследования ограничений доступа к VPN-ресурсам в этом году, с которым ознакомился Forbes. «Блокировки постепенно становятся более централизованными и технически сложными. Сейчас мы видим, как технические средства противодействия угрозам (ТСПУ) применяются в России для блокировки отдельных VPN-протоколов, как эти блокировки могут происходить скоординировано в одно и то же время у разных провайдеров в разных регионах», — полагают эксперты.
В рамках закона о «суверенном Рунете», принятого в 2019 году, РКН установил на сетях операторов связи ТСПУ (российскую версию DPI, Deep Packet Inspection — технологии проверки сетевых пакетов по их содержимому для регулирования и фильтрации трафика), которые фильтруют весь интернет-трафик и при необходимости блокируют те или иные ресурсы.
В организации считают, что может произойти скачок блокировок, так как РКН обучается, составляет белые списки организаций и, таким образом, может заблокировать все простые сетевые протоколы, которые используются VPN-сервисами. После этого можно ожидать и того, что служба будет обучаться блокировать не распознанный фильтрами ТСПУ трафик, делают вывод эксперты. «При этом то, что мы наблюдали осенью, больше было похоже на тесты, продолжалось пару дней, затрагивало сети не всех операторов и только часть территории страны», – поясняют в «Роскомсвободе», добавляя, что даже с таким масштабом блокировок значительная часть пользователей их заметила и потеряла доступ к привычным ресурсам.
Параллельно с экспериментами на ТСПУ были введены новые законодательные нормы, указывают в «Роскомсвободе». В 2022 году был принят ряд актов, расширяющих полномочия РКН и категории контента, подлежащие блокировке, а также усиливающие ответственность провайдеров за успешную реализацию цензуры, указывают аналитики. В частности, был принят закон, вводящий штрафы для операторов связи, которые не установили ТСПУ, РКН наделили полномочиями ограничивать доступ к «зеркалам» (копиям) ранее уже заблокированных сайтов, а с 1 марта 2024 года служба сможет заблокировать в магазинах приложений все VPN-сервисы, предоставляющие доступ к запрещенным сайтам.
«Все эти изменения происходили постепенно, это был большой процесс, и, судя по общему тренду и текущим техническим возможностям ТСПУ, можно допустить возможность полноценных блокировок VPN-сервисов по протоколу. Это не значит, что все VPN-сервисы перестанут работать, но значительная часть пользователей может быть отрезана от части сервисов», — сообщили Forbes в «Роскомсвободе».
Впрочем, в Минцифры заверяют: для блокировки сервиса экспертная комиссия должна определить его как угрожающего функционированию интернета. Согласно постановлению правительства, как угроза функционированию интернета рассматривается затруднение ограничения доступа к информации, запрещенной законом.
Не все VPN одинаково полезны
Кроме того, «Роскомсвобода» выявила самые популярные в России VPN-сервисы, основываясь на статистике поисковых запросов и результатах собственного опроса.
Самыми востребованными сервисами у россиян стали AdGuard VPN, Express VPN, Proton VPN, Turbo VPN, VPN Planet, VPN Proxy Master, Amnezia VPN, Lantern VPN, Psiphon VPN, Outline VPN, Secure VPN, Nord VPN, RedShield, Hola VPN, AntiZapret. При этом эксперты со ссылкой на данные глобального проекта по отслеживанию интернет-цензуры OONI отмечают, что домены восьми из них блокируются на территории России: AdGuard VPN, AntiZapret, Hola, NordVPN, Psiphon, RedShield, TurboVPN и VPN Proxy Master.
За последние годы РКН проделал огромную работу по улучшению эффективности блокировки, рассуждает независимый IT-эксперт Филипп Кулин. Служба еще после принятия закона о «суверенном Рунете» в 2019 году начала собирать у операторов связи и владельцев сайтов информацию о том, какие IP-адреса они используют, поясняет он. По его словам, РКН создал базу «внутренних» и «внешних» IP-адресов (тех, что ведут на зарубежные интернет-сервисы). Так, в августе можно было наблюдать, как ТСПУ начали прицельно блокировать VPN-сервисы по «внешним» IP-адресам.
РКН уже давно учится анализировать и распознавать с помощью ТСПУ поток интернет-трафика, но в этом году реализация вышла на более масштабный уровень — осенью VPN-сервисы блокировались в том числе и по используемому ими протоколу, отметил Филипп Кулин. Кроме того, в этом году можно наблюдать, как РКН начал проводить свои эксперименты с блокировкой не только в регионах, но и на большей части страны, заключил эксперт.
Приложение усилий
До 2023 года большинство VPN-сервисов блокировалось по заочным решениям региональных судов и внесудебным требованиям прокуроров, обращает внимание управляющий партнер юридической фирмы DRC Саркис Дарбинян. Суды в своих решениях ссылались на поправки в закон «О связи», принятые в 2012 году и запрещающие доступ к экстремистским материалам. Это была, по его словам, «весьма вегетарианская» блокировка, ведь провайдеры по требованию РКН блокировали лишь сам веб-сайт, на котором пользователи могли скачать приложение. В AppStore и Play Market само приложение было доступно, поэтому многие даже не замечали такие блокировки.
По словам юриста, в 2017 году вступил в силу так называемый закон о запрете VPN. Он определяет порядок блокировки VPN-сервисов и анонимайзеров, которые не подключились к единому реестру РКН и не стали фильтровать сайты и сервисы, признанные незаконными в России. Однако норма оказалась «неповоротливой» в правоприменении и практически не применялась, отметил он. Вместо этого использовались другие внесудебные и более эффективные правовые нормы для блокировки VPN, например решение Генпрокуратуры по блокировке «зеркал» (копий) экстремистских ресурсов, согласно которому блокировался Telegram, заключает Дарбинян.
Генеральный директор Института исследований интернета Карен Казарян напоминает, что VPN-сервисы используются не только как средство обхода блокировок, но и просто для безопасного и анонимного доступа к интернету. За последние два года были заблокированы многие популярные коммерческие (не созданные специально для обхода блокировок) VPN-сервисы, в том числе путем вычисления используемых ими IP-адресов и сетевых протоколов, отметил он. В то же время сервисы, которые изначально создавались для обхода цензуры, продолжают работать, размышляет Казарян. По его словам, даже КНР, где «великий китайский файрвол» создавался десятилетиями, не смог полностью побороть VPN-сервисы. «Скорее всего, мы будем наблюдать попытки РКН заблокировать специализированные VPN-сервисы. Но о блокировке всех VPN-сервисов в России говорить не приходится», — резюмирует он.