К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Свести законы воедино: что такое Цифровой кодекс и для чего он нужен в России

Фото Tirza van Dijk / Unsplash
Фото Tirza van Dijk / Unsplash
Необходимость разработки Цифрового кодекса (изначально — Информационного) в России обсуждается с 2014 года. Однако в этом году возникла новая волна обсуждений нужности документа: Цифровой кодекс был упомянут в недавно представленной Стратегии развития отрасли связи до 2035 года. Виктор Наумов, профессор кафедры информационного права и цифровых технологий МГЮА, управляющий партнер офиса юридической фирмы Nextons в Санкт-Петербурге и основатель проекта «Сохраненная культура», рассказал, что такое Цифровой кодекс, зачем он необходим и почему его до сих пор не приняли в России

Проблемы терминологии и систематизации

Цифровой кодекс — это комплексный законодательный акт, необходимый для правового регулирования крайне обширной системы общественных отношений в информационной сфере, в первую очередь оборота данных и информации в цифровой форме.

Сразу нужно отметить, что слово «цифровой» — это дань современным реалиям. В России с начала 1990-х существует информационное законодательство. В конце последнего десятилетия XX века возникла новая отрасль права — информационное право. В 2006 году был принят федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в который затем свыше 60 раз вносились поправки. По объему это огромный документ.

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

По мере того как росла популярность интернета и всеобщая цифровизация поглощала пользователей, в России стали принимать многочисленные федеральные законы и подзаконные акты, касающиеся информационной сферы. Например, об идентификации, персональных данных, электронной подписи и электронном документообороте, о СМИ и о связи (законы в этой сфере еще старше — из 1990-х). Кроме того, есть специальное правовое регулирование оборота и защиты тайн, обширное законодательство об информационной безопасности, о доступе к информации, законы об использовании отдельных информационных систем и о деятельности иностранных лиц в интернете на территории России. Множество законов включают в себя комплексы информационно-правовых норм, когда они прямо инкорпорируются в гражданское, финансовое или банковское законодательство. Список еще неполный.

 

Это привело к тому, что информацию регулируют сейчас почти везде, и происходит это в условиях, когда нет единой иерархии терминов, а юридические дефиниции в нормативно-правовых актах в большом количестве случаев друг другу противоречат. При этом единая логика появления и построения норм о доступе и обработке информации и использовании информационных систем отсутствует. В каждом законе регулирование выстраивается сообразно конъюнктуре, что напоминает огромное многомерное лоскутное одеяло, ориентироваться в котором даже специалистам становится невозможно.

Поскольку нет системообразующего подхода в регулировании «от общего к частному (специальному)», ситуация представляется неуправляемой. При этом важность системного контроля и поддержки отношений в «цифре» растет в России, как и во всем мире, год от года.

 

Не самоцель, а необходимость

Важно пояснить, что именно нашей стране присущи давние традиции кодификации законодательства. Таких стран в мире, успешно их реализующих, немного. Этот подход доказал свою эффективность — мало кто об этом задумывается, но в России действуют свыше двух десятков кодексов. Культура и эффективность систематизации многочисленных норм в тех или иных значимых общественных сферах не подвергаются сомнению, однако именно для информационных правоотношений этой методологией мы до сих пор не воспользовались.

Несомненно, сама кодификация не является самоцелью, и она не заменяет полностью принятие законов. Но в этой сфере мы имеем очень сложные и продолжающие проникать во все аспекты жизни схожие общественные отношения, для которых должна быть оперативно предложена единая система правового регулирования. В противном случае придется и дальше создавать все больше отдельных новых законов и комплексов норм — о разных информационных системах, об искусственном интеллекте, больших данных, виртуальной реальности и т. д., и т. п., которые не будут друг с другом согласованы, будут содержать собственные понятия и касаться лишь частных вопросов единого целого — информационного пространства.

Инициативы кодификации сейчас стали обсуждаться не только в России. Объемный текст проекта Цифрового кодекса рассматривается в Киргизии, идеи кодификации и проекты появились в ряде других стран Средней Азии, в Межпарламентской Ассамблее государств — участников СНГ дважды принимали тексты модельных информационных кодексов. Даже в регионах мира, где кодификация непопулярна в силу объективных традиций законотворчества и государственного управления, стали возникать жаркие предметные дискуссии о целесообразности нового акта.

 

В России два года назад на необходимость кодификации указал Совет по правам человека, в этом году такой документ призвало создать Минцифры России. Вопрос принятия кодекса у нас в стране связан также и со значительным количеством заинтересованных в информационно-правовой проблематике «центров силы», имеющих собственные взгляды на регулирование и целесообразность кардинальных изменений. Всем им непросто выработать общую позицию.

Почему Цифровой кодекс нужен гражданину

Сейчас мало кому понятно, какой точно объем прав человека и гражданина существует и эффективно обеспечивается в цифровом мире и что должно быть предложено в качестве новых мер по защите его интересов в информационном пространстве. Нет иерархически выстроенной системы принципов и мер по их реализации. В специальных законах забывают об информационных правах человека, а в базовых (как, например, упомянутый закон «Об информации») — не представлена вся система прав. В этой связи человек продолжит становиться все более слабой стороной в цифровых отношениях.

Чтобы переломить эту тенденцию, именно в кодексе для человека и общества должна быть предложена система гарантий по защите их интересов в наступающем цифровом мире. Без нее мы все только будем вынуждены жать на кнопку «Согласен», когда других кнопок или даже «рубильника для электричества» предложено не будет.

При качественной юридико-технической реализации — а иных вариантов здесь быть не может — это будет очень сложный проект, быстро «сочинить» его будет безответственно. Документ позволит усилить суверенитет государства в информационном мире, придаст стабильности развитию бизнеса и общества и позволит понять перспективы и границы многим непонятной цифровой трансформации. Без него же нас в праве будет ожидать все больший уровень неопределенности.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+