Научный подход: Huawei продолжает работать и нанимать сотрудников в России
Борьба за сотрудников
Научные кадры и инвестиции в R&D (research and development) — залог успеха в глобальной технологической гонке. С конца 1990-х годов в России появился целый ряд центров исследований и разработок иностранных компаний. К 2022 году их развивали Siemens, Intel, NVIDIA, Huawei, Samsung, Nokia, Dell, EMC и др., рассказал Forbes собеседник на IT-рынке.
«Здесь был удивительный уникальный сплав — отличная база и свободомыслие людей в плане технологий. Это поколение, которое может из палки-копалки сделать целую игру, она у нас многофункциональная, — объясняет руководитель направления по управлению персоналом американской IT-компании Bright Pattern Inc. Марина Волостнова, работающая в московском офисе. — И чем действительно всем нравятся российские разработчики и ученые — широтой мысли. У нас чаще всего есть достаточно широкие знания во всем — химия, физика, электрика, биология. Если мы возьмем Америку, то там очень глубокая экспертиза обычно в одной области, двух, и то в смежных».
Однако в 2022 году из-за начала «военной спецоперации»* многие западные компании закрыли свои исследовательские центры в России. Среди них, например, Intel, Siemens, NVIDIA. Часть российских сотрудников переехали в офисы за рубежом, а другая часть специалистов, желавших остаться в России, попали под сокращение или перешли в другие компании. «Сотрудники западных R&D-центров были поставлены перед нелегким выбором — перебираться на Запад, оставаясь со своим работодателем, или менять работу. За оставшихся в России специалистов иностранных компаний развернулась серьезная конкуренция, — говорит источник Forbes, близкий к одной из IT-компаний. — Борьба за сотрудников шла между Yadro и Huawei, «Сбером», T1 и другими компаниями».
«Когда западные конкуренты уходили из страны, огромное количество специалистов оставались без работы. Мы их всех подобрали, — рассказывал в интервью Forbes в августе глава совета директоров одного из крупнейших российских разработчиков и производителей вычислительной техники и IT-решений «Аквариус» Алексей Калинин. — Мы весь прошлый год безудержно хантили. В неделю у нас выходило 50–100 человек, просто целые команды. И продолжают сейчас выходить. Мы не испугались тратить на это большие деньги: у нас ФОТ (фонд оплаты труда. — Forbes) вырос раза в четыре за год, а народонаселение — в два раза с хвостиком. Ровно потому, что мы брали очень дорогие команды и не экономили на этом».
Впрочем, основным бенефициаром этого процесса стала не только Yadro, говорит собеседник Forbes в IT-отрасли, но и Huawei, которая, по его словам, также существенно расширила свой штат: «В конечном счете эта конкуренция пошла на пользу России, так как позволила сохранить квалифицированные кадры в стране».
«Huawei использует кризисы для расширения бизнеса», — поясняет источник Forbes, знакомый с ее бизнесом. Китайский IT-гигант переманивал сотрудников западных компаний, которые покинули Россию, подтверждает он. Так Huawei удалось заполучить команду специалистов из Siemens, к ним также переходили сотрудники из других западных компаний, например Deutsche Bank. Forbes нашел в LinkedIn аккаунты шести пользователей, которые указали дату увольнения из Siemens в июне-августе 2022 года и перешли летом и осенью того же года в Huawei на позиции главных инженеров, главного архитектора ПО и менеджера по продукту. Один из них, впрочем, сообщил Forbes, что недавно вернулся к предыдущему работодателю: «Siemens круче и интереснее!»
Forbes направил запросы на комментарии в Huawei, Samsung, Yadro, «Сбер», Т1.
«Сотни миллионов долларов инвестиций»
Несмотря на остановку продаж оборудования Huawei в России, компания не отказалась от кооперации с российскими вузами, рассказали несколько источников Forbes на IT-рынке. Существенная доля бюджетов лабораторий Huawei в России расходуется на кооперацию с вузами, уточняет собеседник, близкий к компании. «Это взаимодействие с российскими институтами. Деньги серьезные, вложения Huawei в российскую науку ежегодные — сотни миллионов долларов. Это огромная сумма. А общий годовой бюджет Huawei на R&D в России составляет около $1 млрд», — рассказал он.
Директор Института Китая и современной Азии РАН Кирилл Бабаев подтверждает, что вложения Huawei в кооперацию с российской наукой и сейчас исчисляются десятками миллиардов рублей в год. «Да, это так и есть. Мы знаем, что они очень активно используют российский потенциал. Им вообще очень интересно пользоваться российскими технологиями, потому что они понимают: у нас не только большой потенциал с советского времени, но и очень хорошие ученые-теоретики, а они могут дать довольно серьезный импульс для практических исследований в сфере коммуникаций, связи, — рассуждает он. — Они, конечно, очень заинтересованы в том, чтобы работать с нашими университетами и научными центрами». Партнерами Huawei среди российских вузов выступали Университет науки и технологий МИСиС, МГТУ им. Баумана, РТУ МИРЭА, Казанский федеральный университет, Томский политех и другие.
Тихий наем
Сейчас Huawei не публикует информации о деятельности в России. Последний пресс-релиз на русскоязычном сайте компании выходил 21 января 2022 года. На странице Российского исследовательского института (Russian Research Institute, RRI) во «ВКонтакте» последняя запись датирована 18 февраля 2022 года.
В минувшем году Huawei активно использовала онлайн-ресурс hh.ru и в первом полугодии 2022 года опубликовала 814 вакансий, на 49% больше, чем в аналогичный период прошлого года (545 вакансий). Такая активность китайской компании вызвала обеспокоенность среди чиновников, сказал источник Forbes, знакомый с ситуацией: «Активный хантинг, переманивание руководителей команд и ключевых исследователей разрушительно подействовал на IT-отрасль». Позже Huawei изменила стратегию поиска сотрудников и сейчас российские сайты не использует, рассказал он. На странице Huawei в hh.ru на момент публикации материала нет ни одной вакансии. «Мы больше не предоставляем информацию по вакансиям конкретных компаний», — сообщил представитель hh.ru.
Сотрудники Huawei из России публикуют объявления о вакансиях в телекоммуникационной компании, не называя ее, в своих аккаунтах в LinkedIn и Facebook (принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена), убедился Forbes. Кандидаты могут также прислать резюме прямо через сайт RRI, где есть соответствующая кнопка. По словам источника, знакомого с ситуацией, Huawei в России нанимает научных сотрудников в российских городах присутствия RRI, а также привлекает россиян, живущих за рубежом и желающих вернуться в Россию: «Их привлекает удобная городская инфраструктура и комфортные условия жизни».
«То, чем Huawei является в России, — это чистый research, не R&D, здесь нет никакого продуктового конвейера. Результатами деятельности являются статьи, патенты, алгоритмы. Продуктизация вся происходит в Китае. Поэтому исследовательская организация Huawei в каком-то смысле похожа на НИИ советских времен», — рассказывает другой собеседник Forbes. По его словам, большой объем результатов работы RRI связан с «чистой математикой», и продуктовым разработчикам к этому непросто приспособиться. Впрочем, по его словам, это «гораздо более интересная работа, огромная свобода в выборе поля деятельности и очень конкурентная зарплата».
Привлекая российских ученых со всего мира, Huawei вступает в конкуренцию в том числе с российскими госструктурами, признает собеседник Forbes, знакомый с ситуацией. «В то же время Huawei сохраняет ученых в науке, удерживая их, например, от перехода в data science. Компания стимулирует аспирантов защищать диссертации», — аргументирует он.
Прямой конкуренции за кадры у Huawei с государством нет, отмечает другой собеседник, близкий к Huawei: «В политике Huawei прописано, что мы не берем людей из госинститутов. Просто не берем. Мы берем из индустрии и сами растим себе смену. С госинститутами мы не вступаем (в конкуренцию. — Forbes)».
Конкуренция между работодателями — это нормальная ситуация, напоминает Кирилл Бабаев. «Нашим российским компаниям просто нужно поучиться и у западных, и у китайских корпораций, которые нанимают ученых и вкладывают гигантские средства в R&D, в исследования. Это, безусловно, то, чему российские компании могли бы уделить гораздо больше внимания, если они думают не о краткосрочной перспективе, а о средне- и долгосрочных проектах своих технологических инноваций», — резюмирует он.
Со времен пандемии Huawei смогла увеличить штат своего Российского исследовательского института (Russian Research Institutes, RRI) на 67%, до 2500 человек, говорит собеседник, близкий к компании. Из них в Москве работает более 1000 человек, остальные — в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске и Минске. Другой источник Forbes слышал, что китайская компания в минувшем году также приступила к исследованиям в офисах в Казани и Томске. Помимо этого, Huawei изучает возможность открытия исследовательских офисов в Екатеринбурге и в Ереване. «У Huawei есть R&D-центры в Европе и даже в Канаде. Но российский, наверное, уже самый большой после китайского», — отмечает собеседник Forbes, близкий к компании.
«В прошлом году Huawei сильно сократила персонал бизнес-подразделений, например, отдел закупок и другие отделы были урезаны примерно в шесть раз. Поэтому можно предположить, что у компании нет решения, что они в России планируют реализовывать долгосрочную стратегию», — полагает руководитель направления по управлению персоналом Bright Pattern Inc. Марина Волостнова. У источника Forbes, близкого к компании, на этот счет другое мнение: «Судя по тому, как компания растет, никаких подобных движений нет. Чем в большей степени накаляются отношения между китайцами и Штатами, тем меньше вероятности того, что Huawei развернет свою политику».
«Нет друзей, кроме русских»
Huawei занимает четвертое место в мире среди технологических компаний по объему расходов на R&D и обладает более 120 000 патентов по всему миру, сообщала в сентябре компания.
Технологические исследования в России она активизировала вскоре после введения президентом США Дональдом Трампом санкций против Huawei в мае 2019 года. Санкции, основанные на обвинениях в шпионаже, запретили американским компаниям закупать оборудование Huawei, к тому моменту производитель получил существенную долю рынка базовых станций, напомнил собеседник Forbes, близкий к компании.
За полгода до этого Штаты начали уголовное преследование финансового директора Huawei Мэн Ваньчжоу, дочери основателя Huawei Жэнь Чжэнфэя. 1 декабря 2018 года ее задержали в международном аэропорту Ванкувера по запросу США. Штаты потребовали экстрадировать женщину из Канады по обвинению в банковском злоупотреблении, а именно — во введении в заблуждение банка HSBC относительно сделок 2013 года по продаже телекоммуникационного оборудования в Иране. В обвинении утверждалось, что Huawei обманным путем заставила четыре крупных банка осуществлять клиринговые операции с Ираном в нарушение международных санкций через свою дочернюю компанию Skycom, писала The New York Times. Через несколько дней после задержания Мэн Ваньчжоу в Канаде в Китае были арестованы двое канадцев — бывший дипломат Майкл Ковриг и бизнесмен Майкл Спэйвор. Последний в августе 2021 года был осужден на 11 лет заключения по обвинению в шпионаже.
Домой в Китай Мэн Ваньчжоу вернулась 26 сентября 2021 года, после того, в рамках сделки с Минюстом США взяла на себя ответственность за принципиальное участие в организации схемы банковского мошенничества с глобальным финансовым институтом. Вскоре после выхода новостей об этой сделке Китай выпустил из тюрьмы двоих канадцев, и они вылетели домой. При этом Китай отрицал связь арестов канадцев и финдиректора Huawei, сообщал Reuters.
В ответ на действия США Huawei закрыла R&D-центр в Штатах на 5000 человек, напомнил собеседник, близкий к компании. Тогда же компания подумала, по его словам, что у нее «нет друзей, кроме русских»: «Когда по Huawei был нанесен такой удар, китайцы обратили серьезное внимание на Россию, чтобы восполнить ущерб. И начали перевозить research в Россию».
Исследовательское подразделение Huawei в России существовало с 2001 года и занималось в основном системами связи. В 2019 году компания запланировала увеличить штат научных сотрудников в России до 1500 человек. На тот момент в двух исследовательских офисах — в Москве и Санкт-Петербурге — работали 550 человек. Этот план компания выполнила уже в середине 2020 года, рассказывает собеседник Forbes, близкий к компании. «Быстрый рост штата вызвал волнение на рынке, потому что Huawei предлагал премиальные зарплаты», — вспоминает он. Другой собеседник, знакомый с бизнесом Huawei, слышал, что планы по найму в России были даже выше и они не были выполнены.
В прошлом году Huawei приостановила продажи продукции и перекроила бизнес, «в разы» сократив сотрудников офиса продаж телекоммуникационного оборудования для крупных корпоративных заказчиков, но ученых это не коснулось, говорит источник Forbes, работавший в Huawei.
Гости из Поднебесной
Сотрудничество Huawei c Россией продолжится, уверен Бабаев. «Сейчас вообще российско-китайское научно-технологическое сотрудничество очень неплохо развивается, потому что оно взаимодополняющее. В России сильна фундаментальная наука и теоретические исследования, а китайцы очень хорошо умеют внедрять. Они занимаются практическими технологиями, которые сразу можно в бизнес обратить, то есть коммерциализация науки у них, конечно, сейчас на более высоком уровне. Это дает возможность нам учиться у них, а им учиться у нас», — заключает он.
Заинтересованность партнеров из Китая в отечественных кадрах показательно подтверждает их участие в международных форумах, которые иногда проводятся в России. Так, научная конференция МГУ «Суперкомпьютерные дни в России» до 2022 года могла дать фору другим мероприятиям по списку иностранных партнеров. Ее несколько лет спонсировали американские компании IBM, NVIDIA, Intel, AMD, Hewlett-Packard Enterprise, китайские Lenovo, Huawei, отечественные разработчики и производители. Но после начала «военной спецоперации» многие западные технологические вендоры свернули бизнес в России, и в минувшем сентябре, как и в прошлом году, в списке партнеров конференции были только отечественные компании.
Однако иностранцы все же участвовали в сентябрьской конференции как докладчики и как гости, рассказал Forbes ее участник. В программе «Суперкомпьютерных дней» указаны директор центра высокопроизводительных вычислительных систем Южной Африки доктор Хэппи Ситхол, профессор Жуй Бо Ван из Оборонного научно-технического университета Народно-освободительной армии Китая. С отдельным докладом на семинаре «Инструменты и технологии обеспечения эффективной работы суперкомпьютерных центров» выступили представители компании Huawei. Среди гостей также были и сотрудники Samsung, рассказал Forbes один из участников.
Большой интерес у гостей и в том числе сотрудников иностранных компаний вызвала сессия с докладами представителей российской компании Yadro о новых технологиях и решении задач на архитектуре микропроцессоров RISC-V. «Эта конференция также была возможностью для знакомства с перспективными специалистами и учеными, чтобы пригласить их к себе на работу», — делится впечатлениями собеседник Forbes.
На форуме «Микроэлектроника 2023», который проходит в Сочи с 9 по 14 октября, представитель Huawei заявлен в качестве докладчика в деловой программе.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.