Помощник в «купи-продай»
Как рассказали Forbes в компании, Ozon Data формирует отчеты на основе больших данных по более чем 300 000 компаний и более 200 млн товаров на площадке: «Сервис предоставляет широкий, прозрачный и точный набор данных о структуре продаж в выбранной нише на маркетплейсе».
Доступ к аналитике маркетплейса может получить любая компания независимо от того, зарегистрирована она на площадке или нет. Аналитика ориентирована не только на крупных продавцов Ozon, но и на игроков классического ретейла, других участников онлайн-торговли, а также на производителей, бренды и дистрибьюторов, которые пока не представлены на маркетплейсе или не продают напрямую.
Ozon Data поможет оценить представленность товара на рынке электронной торговли и перспективы выбранной категории в онлайне, а также определить оптимальную структуру каналов сбыта и ассортиментную матрицу, рассчитывают в компании: «Функционал Ozon Data позволяет тонко настраивать фильтры выгрузки. Например, оценить продажи как в макрокатегории, так и подкатегории. Заказчик сам выбирает необходимый период для анализа, а в будущем станет доступен еще один фильтр — продажи по регионам».
Сервис будет платным для пользователей: стоимость данных зависит от объема категории и выбранного периода, поясняют в Ozon. «Минимальная цена — 5000 рублей. За эту сумму можно получить выгрузку по небольшой подкатегории, например «Двигатель автомобильный». А если смотреть все категории в «Авто/Мотозапчасти», то стоимость будет уже 606 000 рублей, поскольку в запчастях больше подкатегорий, — приводят пример в компании. — Набор данных будет одинаковый, можно увидеть количество продаж, продавцов и товаров, оборот конкурентов и их доли рынка, доли продаж по любому ценовому сегменту и доли продаж подкатегорий». В течение двух месяцев сервис работал в тестовом режиме, за это время аналитические отчеты уже приобрели ряд производителей и брендов категории «Товары для дома, красоты и здоровья».
Без посредников
Ozon не первый крупный маркетплейс, который запускает сервис такого рода: подобный ресурс еще в 2019 году стартовал в рамках «Маркета» — «Яндекс Маркет Аналитика». Такая аналитика нужна продавцам на маркетплейсах, чтобы оценить емкость ниши или потенциал инвестиций, говорят участники рынка. «Если я хочу запустить или начать производство новых товарных категорий для продажи на маркетплейсе, то это затратные и рискованные инвестиции. Чем точнее будут данные по прогнозу, тем легче принять решение о запуске нового бизнес-направления», — рассуждает основатель IT-интегратора AWG и маркетплейса Skillstaff Александр Хачиян.
Сейчас на рынке есть множество систем аналитики, но каждая из них дает данные по продажам на маркетплейсах с погрешностями, замечают эксперты. Собственная платформа аналитики Ozon, по мнению Хачияна, позволит брендам, производителям и продавцам получать точные цифры на каждом из этапов, что поможет строить на них более корректные прогнозы.
В последнее время рост популярности аналитических платформ, которые получали данные промышленным парсингом (условно бесплатно), привел к появлению на рынке компаний с выручкой, близкой к 1 млрд рублей, обращает внимание совладелец eshopmedia и глава наблюдательного совета маркетплейса WEE, экс коммерческий директор «Яндекс Маркета» Евгений Щепелин. Так, выручка платформы для анализа и управления продажами на маркетплейсах Ozon и Wildberries Mpstats (ООО «МПСТАТС») в 2022 году, по данным «СПАРК-Интерфакс», выросла на 287%, до 744 млн рублей, а прибыль — почти втрое, до 340 млн рублей. «Для Ozon запуск собственной аналитической платформы — логичный шаг монетизировать данные напрямую и без посредников», — заключает Щепелин.
Есть два сегмента, для которых сервис точно будет полезным, уверен исполнительный директор «Оборот.ру» Иван Кургузов: «Первый — это люди, которые имеют доступ к разным товарам, но хотят понять, с какой категорией лучше выходить на маркетплейс. Об этом меня и многих других экспертов регулярно спрашивают. Второй — производители, которые хотят понять, нужно ли использовать этот канал продаж, стоит ли овчинка выделки». Впрочем, по его словам, есть и подводный камень. «Сервис будет показывать перспективы продаж, но я не уверен, что он будет на том же уровне качества показывать перспективы расходов», — предостерегает Кургузов.
Рабочая среда
По оценкам Data Insight, в 2022 году объем рынка розничной интернет-торговли в России составил 5,7 трлн рублей и 2,8 млрд заказов. За год эти цифры выросли соответственно на 38% и 65%. При этом на универсальные маркетплейсы с оборотом свыше 30 млрд рублей в год пришлось 2,7 трлн рублей. Согласно прогнозу агентства, в 2023 году объем продаж на российском рынке e-commerce достигнет 7,4 трлн рублей (+30%). Количество выполненных заказов составит 4,6 млрд (+64%). «Темпы роста в текущем году продолжат замедляться, но показатели роста все равно останутся на уровне намного выше среднемирового», — говорится в исследовании Data Insight.
В 2022 году весь российский e-commerce вырос на 1,55 трлн рублей, Ozon обеспечил 23% от всего роста рынка, оценивал Data Insight. В июне 2022 года совокупная доля двух крупнейших российских маркетплейсов, Wildberries и Ozon, впервые в истории превысила две трети от всех онлайн-заказов и составила 69%. В ноябре была достигнута максимальная доля Wildberries и Ozon за год — она составила 75%. С точки зрения пересечения площадок Ozon также выделяется: по данным опроса, на Ozon присутствуют более 40% селлеров Wildberries и 70–80% продавцов «Яндекс Маркета», «СберМегаМаркета» и «AliExpress Россия».
Ozon — один из крупнейших участников российского рынка электронной торговли. Согласно рейтингу Mediascope Cross Web, в августе 2023 года аудитория Ozon в России составила 67,3 млн человек — это 10-е место в списке самых посещаемых ресурсов в стране. По данным отчетности Ozon, в 2022 году товарооборот компании вместе с услугами (GMV) увеличился на 86% — до 832,2 млрд рублей, выручка выросла на 55% и составила 277,1 млрд рублей, убыток по скорректированной EBITDA снизился на 92% — до 3,2 млрд рублей, но чистый убыток прибавил еще 2% и составил 58,2 млрд рублей.