К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Мы все лечились понемногу: как российский MedTech прожил первую половину года

Фото Irwan / Unsplash
Фото Irwan / Unsplash
Объем российского MedTech в первой половине 2023 года составил 17 млрд рублей — почти на треть больше, чем за аналогичный период прошлого года, оценивает агентство Smart Ranking, с подсчетами которого ознакомился Forbes. Государство сегодня выступает основным спонсором отрасли: с его поддержкой одни игроки пробиваются в лидеры рынка, а другие продолжают поиски импортозамещения, от оборудования до софта, констатируют аналитики

В авангарде медтеха

По оценкам Smart Ranking, за январь — июнь этого года все компании российского рынка MedTech выручили около 17 млрд рублей — это на 27,5% больше, чем за первое полугодие 2022-го. При этом между кварталами рынок растет небольшими темпами: в начале года он просел за квартал почти на 14% по сравнению с октябрем — декабрем 2022 года, а в конце второго квартала вырос всего на 15% по сравнению с первым. Это связано с выраженной сезонностью отрасли: значительная часть завершенных контрактов по разработкам приходится на IV квартал, объясняют в Smart Ranking.

Топ-3 компаний по выручке составили прежний лидер сервис-телемедицины «СберЗдоровье» (1,8 млрд рублей во II квартале), центр компетенций по цифровизации здравоохранения «Цифромед», разрабатывающий и развивающий цифровые решения для Минздрава и Минцифры (1,26 млрд рублей), а также «Моторика», производящая бионические протезы (336 млн рублей). «Цифромед» продолжает реализацию федерального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)» и, как следствие, поддерживает и развивает необходимые для этого продукты. Компания до 2024 года назначена единственным поставщиком закупок Минздрава по развитию ЕГИСЗ, указывают в Smart Ranking.

«Моторика» показала рост год к году 338% — очевидно, спрос увеличился на фоне «военной спецоперации»* России на Украине, поясняют эксперты. За 2021–2022 годы компания увеличила объемы производства протезов в 4,5 раза, а по итогам первого полугодия 2023 года показатель достиг объема, равного целому 2022 году. По словам гендиректора «Моторики» Андрея Давидюка, далее развитие продолжится в том числе за счет освоения новых видов протезирования и выхода на рынки Юго-Восточной Азии.

 

В число лидеров по росту вошли еще две компании. Так, выручка телемедицинского сервиса Budu выросла на 211% и во втором квартале составила 236 млн рублей. Ключевыми драйверами роста проекта являются его цифровые B2B-сервисы: собственная цифровая клиника и технологичный ДМС. Сейчас компания инвестирует в улучшение пользовательского опыта, автоматизацию прежних решений и разработку новых на основе ИИ, а также в развитие недавно открывшегося B2C-направления. «Стабильно растет спрос на онлайн-консультации психологов, — говорит СЕО Budu Джейхун Рахметов. — В свою очередь, включение психологической помощи в ДМС сильно увеличивает стоимость страхования».

Кроме того, на 178%, до 38 млн рублей, увеличил свою выручку разработчик сервисов цифрового здравоохранения «ТехЛаб». Компания разрабатывает региональные централизованные подсистемы по различным нозологиям, регистры пациентов, системы поддержки принятия врачебных решений, решения для телемедицины и на основе ИИ, уточняют в Smart Ranking. «Пожалуй, к последней категории сейчас особый интерес среди наших заказчиков — региональных органов управления здравоохранением, — рассказывает директор по развитию «ТехЛаб» Артем Магницкий. — Это связано с тем, что уже к концу 2023 года в регионах должно быть внедрено минимум одно решение на базе ИИ».

 

Наблюдения на расстоянии

Границы телемедицины расширяются за счет развития дистанционного мониторинга, который теперь врачи могут назначать пациентам с хроническими заболеваниями, говорится в исследовании. Так, телемедицинский сервис «Доктис» отмечает рост консультаций за первое полугодие 2023 года по отношению к первому полугодию 2022 года на 60%, в том числе благодаря услуге дисмониторинга. «Пациенты используют носимые медицинские гаджеты — холтер, тонометр, глюкометр и другие, которые в режиме онлайн передают врачу на экран компьютера данные о состоянии здоровья пациента. Если оно ухудшается, роботизированная система автоматически назначает человеку консультацию лечащего врача для уточнения состояния и коррекции лечения», — пишут аналитики.

Эта система работает уже в большом количестве государственных и коммерческих клиник, подключенных к «Доктису» и платформе «Гостелемед», через которую она реализована. По словам гендиректора группы «Доктис» Сергея Лежнина, во втором полугодии компания будет запускать многоцентровые рандомизированные клинические исследования по новым медицинским гаджетам и различным нозологиям.

Искусственный ассистент

Большинство игроков рынка уже разрабатывают и внедряют собственные ИИ-решения. Только к середине этого года, по словам директора по развитию «ТехЛаб» Артема Магницкого, законтрактованы медицинские решения с использованием ИИ на общую сумму 500 млн рублей. «Уже в нескольких экспериментах показано, что внедрение ИИ в виде чат-бота, голосового ввода, сервиса анализа снимков КТ и МРТ позволяет иногда в 5–10 раз сократить время врача на выполнение рутинных операций», — рассказывает он.

 

Стремление медицинских учреждений перейти на работу в «цифре» будет способствовать растущему спросу на ПО для морфологической диагностики. В лаборатории гистологии и иммуногистохимии Unim ожидают, что рост спроса на новые технологии в сфере цифровой патологической анатомии, созданные на основе искусственного интеллекта, будет стимулировать рынок в ближайшие 5–10 лет. «Решающее значение будет иметь повышение эффективности работы лабораторий, поскольку пациенты и врачи хотят получать максимально точные результаты исследований, без которых невозможно составить план лечения», — рассуждает управляющий директор Unim Мария Козлова.

Обучение для лечения

Однако мало внедрить новый софт и поставить высокотехнологичное оборудование, нужно еще подготовить врачей к работе с ним. «Поможет тотальное обучение, разработка массовых онлайн-курсов совместно с производителями оборудования и разработчиками ПО, а также обмен лучшими практиками в части организации процессов», — считает директор по развитию «Актион Медицина» Николай Елисеев. Сейчас приказ Минздрава 709н от 28 октября 2022 года фактически легитимизировал повышение квалификации медработников один раз в пять лет — непосредственно перед аккредитацией, указывают в Smart Ranking: «Это серьезно сузило рынок обучения медработников. Тем не менее запрос на постоянное обучение остается высоким, но акцент смещается на качественное практикоориентированное обучение».

«Растут запросы на гибридные форматы обучения, развитие таких моделей, как наставничество, инструктаж и другие формы обучения на рабочем месте, — рассказывает директор направления «Клиническая медицина» в «Актион Медицина» Дмитрий Зацепин. — Такие методы обучения требуют серьезной технологической поддержки — отрасли нужны роботы-манекены и оборудование симуляционных центров, цифровые образовательные платформы с инструментами управления обучением».

Сближение рынка

Еще один тренд, который замечают игроки, — партнерства и взаимопомощь все чаще встречаются на рынке. Например, онлайн-лаборатория Lab4U сотрудничает с «Яндекс.Здоровьем», направляя пациентов на телеконсультации, когда у них есть вопросы по результатам анализов. «Нам не нужно выстраивать собственную систему телеконсультаций, пациентам — искать проверенных врачей, — объясняет сооснователь Lab4U Валерий Саванович. — Телемедицинский сервис получает пользователей с уже сформированной потребностью и готовыми результатами исследований, а лаборатория предоставляет исследования для пациентов «Яндекс.Здоровья».

Другая особенность последнего времени — поиск лабораторными сетями новых бизнес-моделей из-за радикального снижения высокомаржинальных массовых исследований на COVID-19, что привело к резкому снижению выручки и изменению ее структуры в 2023 году. Крупные игроки в ближайшее время будут обращать больше внимания на маленькие команды или стартапы с новыми интересными технологиями, а форматы сотрудничества не будут ограничены только M&A или инвестициями, считают эксперты. «Сейчас в медтехе много компаний «на продажу», а сделок фактически нет, найти инвесторов сегодня достаточно проблематично, поэтому возможно возникновение новых партнерств», — заключает Джейхун Рахметов.

 

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+