К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Небезоблачный конец: закрывается игровой сервис GFN.ru

Фото ELLA DON / Unsplash
Фото ELLA DON / Unsplash
Сервис облачного гейминга GeForce Now (GFN.ru) закрывается. После ухода с российского рынка американского производителя чипов и видеокарт Nvidia, на мощностях которого работал сервис, закрытие было делом времени, считают аналитики. Эксперты и вовсе сомневаются в успехе самой идеи облачного гейминга в России: он требует больших инвестиций в инфраструктуру, при этом не слишком востребован среди пользователей — игры из облака идут с задержками, приходится ждать своей очереди, чтобы поиграть, а зарубежных новинок в каталогах нет

Game over

Российский сервис облачного гейминга (позволяет играть без мощных компьютеров и без приставок) GFN.ru закрывается с 1 октября, рассказал Forbes источник в игровой индустрии и подтвердил собеседник в одном из разработчиков игр. Позднее компания выпустила собственное сообщение, в котором указала, что с 1 сентября 2023 года сервис закрывает регистрацию на своем сайте для новых пользователей и останавливает продажи подписок, а с 1 октября перестанут работать серверы компании. «В текущих обстоятельствах мы не можем обеспечивать то качество сервиса, которое мы установили для себя и которое ожидают и заслуживают наши пользователи», — говорится в сообщении.

GFN.ru уже прекратил отношения практически со всеми крупными операторами связи, которые ранее предлагали своим абонентам воспользоваться сервисом. Tele2 на своем сайте сообщила, что с 18 августа 2023 года услуга облачных игр GFN.ru была закрыта для новых подключений «по инициативе сервис-провайдера». С 1 сентября сервис GFN.ru станет не доступен для подключения, сообщали в «ЭР-Телекоме» (бренд «Дом.ру»). В «Мегафоне» Forbes заявили, что с 1 сентября GeForce NOW также прекращает сотрудничество с оператором. Совместная опция «Облачные игры GFN.RU» в настоящее время недоступна для подключения, рассказали также в «Ростелекоме». В МТС отказались от комментариев.

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Сервис GFN.ru (ООО «Регион эстейт») в 2019 году запустила группа «Сафмар». Сервис работал на решениях и мощностях американского производителя чипов и видеокарт Nvidia. Сейчас, согласно данным «СПАРК-Интерфакс», 51% ООО «Регион эстейт» принадлежит ПАО «Эсэфай» (инвестхолдинг SFI, ранее назывался «Сафмар финансовые инвестиции»). Еще 49% владеет исполнительный директор Павел Троицкий. Инвестиции «Сафмара» на старте в сервис составили более 1 млрд рублей. Выручка компании за 2022 год, по данным «СПАРК-Интерфакс», составила 248 млн рублей. Чистый убыток компании за 2022 год составил 412 млн рублей.

 

В январе 2022 года стало известно о планах «Ростелекома» получить контроль в GFN.ru. Однако сделка так и не состоялась, сообщили Forbes в «Ростелекоме», но не стали рассуждать о причинах ее срыва, переадресовав вопросы в GFN.ru. В GFN.ru отказались от комментариев, в SFI не ответили на запрос Forbes.

Источник, знакомый с ситуацией вокруг сервиса, рассказал, что GFN.ru был одним из первых коммерчески успешных запусков сервисов облачного гейминга на технологиях Nvidia, он достаточно активно развивался с первых дней своего существования, «поэтому финальное решение о закрытии сервиса обеим сторонам далось непросто». «Но в сложившихся условиях сервис было практически невозможно развивать дальше — ни с точки зрения железа (из-за проблем с поставками нового импортного серверного оборудования), ни с точки зрения технологий Nvidia, ни с точки зрения многих программных решений, которые инфраструктуру поддерживали. Сохранение сервиса на той инфраструктуре, которую можно было кое-как продолжать обеспечивать, постоянно снижало бы качество услуг и несло бы уже, по сути, имиджевые риски для всех участников проекта. Поэтому российская команда сервиса приняла решение закрыть сервис с начала октября», — добавил он. 

 

Почему закрывается GFN.ru

«Сочетание двух факторов: во-первых, трудности с взаимодействием из России с западными компаниями, вызванные санкциями, во-вторых, недостаточный объем рынка», — рассуждает основатель Vengeance Games LLC и преподаватель программы «Менеджмент игровых проектов» Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Константин Сахнов о причинах закрытия GFN.ru. Ранее эксперты прогнозировали, что объем российского рынка может составить в 2024 году $68 млн, увеличившись в 14,8 раза по сравнению с 2020 годом ($4,6 млн), а среднегодовой темп роста будет на уровне 94%. «Полагаю, в текущих реалиях эта цифра стала значительно ниже. Иначе зачем уходить с рынка, который вырастет в 10 и более раз всего за несколько лет?» — говорит Сахнов.

GFN.ru не был достаточно востребованным сервисом в России на фоне обычного гейминга, говорит игровой и технологический эксперт, руководитель Gamemag.ru Александр Логинов. В 2022 году Nvidia официально ушла из России и релоцировала своих сотрудников в Армению, где сейчас находится их основной центр для инвестирования и развития в рамках СНГ. «Одновременно с этим у GFN.ru могли возникнуть проблемы с лицензиями на продукты на фоне санкций», — допускает он.

В России GFN.ru развивала Nvidia, и после ухода корпорации с российского рынка закрытие сервиса было делом времени, уверен аналитик Fintech Lab Сергей Вильянов. По его мнению, сама идея облачного гейминга «не взлетела». После того как год назад видеокарты подешевели, геймерам выгоднее купить видеокарту на вторичном рынке и скачать игры с торрентов, чем пользоваться облачным геймингом, считает он. По оценке Сергея Вильянова, сейчас видеокарта GeForce 1660 на вторичном рынке стоит 12 000-13 000 рублей. «Она превращает любой настольный ПК в игровой с разрешением до FullHD и позволяет запускать либо сетевую игру, либо скачанную с торрент-трекеров», — говорит он. При этом средняя подписка GFN.ru стоит 1500 рублей в месяц и дает доступ только к облачным мощностям, тогда как игры нужно покупать отдельно. За несколько месяцев пользователь потратит на облачный гейминг больше, чем на приобретение видеокарты, добавляет он. Кроме того, на облачных мощностях есть еще очереди, что делает использование сервиса менее удобным, заключает Вильянов.

 

Витая в облаках

Согласно данным NewZoo, к концу 2022 года 31,7 млн пользователей во всем мире потратили в общей сложности $2,4 млрд на облачные игровые сервисы и игры, транслируемые через облако, указывает генеральный директор АПРИОРИ (Ассоциации профессионалов индустрии оперирования и разработки игр) Александр Михеев. По его словам, эта цифра будет только расти: NewZoo прогнозируют, что к концу 2025 года количество платящих облачных геймеров достигнет 86,9 млн. В общей сложности они потратят на рынке $8,2 млрд.

Потенциальная аудитория облачного гейминга — это игроки с ПК с недостаточно мощным «железом», объясняет руководитель маркетинга VK Play Cloud Роман Епишин, оценивая ее численность в России в 17-25 млн человек. По его словам, облачные игровые сервисы еще не стали мэйнстримом, но на горизонте пяти-десяти лет «есть все шансы на это». Игровой рынок движется в том же направлении, что кино и музыка. «Технически стриминг игр сложнее и дороже, а требования к сети выше, поэтому если кино и музыка уже давно живут в стриминге, то игры переходят туда прямо сейчас, на наших глазах», — подчеркивает Епишин.

Впрочем, перспективы развития этого сегмента игрового рынка в России не кажутся другим экспертам такими же радужными. Так, отечественные облачные сервисы не имеют доступа к зарубежным новинкам: западные студии не спешат подписываться на российские площадки, им это грозит как минимум имиджевыми потерями, размышляет независимый эксперт в области разработки игр Александр Зезюлин. По его словам, это «довольно сомнительная бизнес-модель для поставщика»: удаленный гейминг требует очень больших инвестиций в облачные мощности, которые должны находиться в непосредственной близости от потребителя, добавляет он. Однако крупные корпорации предоставляют облачный гейминг, и для них это еще один канал продаж и возможность привязать пользователя к своей экосистеме, резюмирует эксперт.

У облачного гейминга в целом две проблемы: определение целевой аудитории и аппаратные ресурсы, говорит директор по развитию розничных проектов IT-холдинга «F+ tech | Марвел» Антон Фомин. Целевая аудитория облачного гейминга — самый сложный вопрос, подчеркивает он: «Сейчас провайдеры делают ставки на потребителей сессионного сетевого контента. На мой взгляд, это верное решение, учитывая, что в России аудитория World of Tanks насчитывает несколько десятков миллионов человек от 18 до 45 лет».

Александр Логинов также с сомнением относится к самой идее облачного гейминга в нынешних условиях: такой сервис требует огромных затрат на содержание инфраструктуры для своих владельцев, говорит он. «В России для крупных корпораций облачный гейминг — это просто шильдик, что они в тренде, — рассуждает эксперт. — Для пользователей игра из облака все еще не идеальна, так как все еще есть задержка сигнала, а также заметные ограничения пропускной способности вне Москвы и Санкт-Петербурга». Так, свои сервисы облачного гейминга есть у VK, «Сбера» и МТС.

 

Чтобы облачный гейминг был комфортным, необходимо предоставить серверную инфраструктуру, способную обеспечить стабильный поток данных к пользователю и обратно, объясняет Фомин. Это дорогостоящее решение, требующее размещения серверов и систем хранения данных (СХД) чуть ли не через каждые 10 км от Калининграда и до Камчатки, говорит он: «Ни один из существующих провайдеров не осилит такие финансовые вложения ради слабопредсказуемого бизнеса». Кроме того, помимо стоимости игры и внутриигровых покупок, пользователю еще и придется оплачивать подписку на аренду этих мощностей, в таком случае «подписать» под облачный гейминг придется все население страны, чтобы проект оказался рентабельным, заключает он.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+