60% компаний столкнулись со сложностями с бесперебойной работой IT-инфраструктуры
По данным исследования «Ключевые тренды сервисного рынка 2023» от «Крока», с которым ознакомился Forbes, 60% компаний испытывают сложности с обеспечением бесперебойной работы IT-инфраструктуры и бизнес-процессов. Участие в исследовании приняли более 100 компаний (87 – с выручкой более 2 млрд рублей), работающих в сфере ретейла и e-commerce, FMCG и АПК, финансового сектора, промышленности, ТЭК, транспорта, логистики и услуг.
На первое место по сложности решения респонденты поставили кадровый вопрос (78%). Особенно не хватает опытных и квалифицированных инженеров третьей линии поддержки. На втором месте (71% опрошенных) – сложности адаптации к новым условиям. Под этим подразумеваются изменения на рынке, смена поставщиков и дистрибьюторов, условий, сроков закупки и поставок оборудования. 65% компаний сталкиваются с проблемами при интеграции решений различных вендоров. 52% респондентов отметили нарекания по поводу незрелости сервиса российских производителей, которым часто не хватает компетенций и опыта, отсутствует стандартизация.
Все это вызвало «радикальные изменения» схем поддержки IT-ландшафта по сравнению с 2021 годом, говорится в исследовании. 56% опрошенных компаний в 2023 году отдали инфраструктуру на обслуживание локальному сервисному партнеру (что на 27 п. п. больше, чем в 2021 году). Теперь ключевыми критериями его выбора стали компетентность инженеров и полнота склада ЗИП (запчасти, инструменты и принадлежности), а цена опустилась на третье место, хотя раньше возглавляла список. До ухода иностранных вендоров 47% опрошенных компаний отдавали инфраструктуру им на поддержку. Сегодня доля прямой вендорской поддержки составляет только 12%. Треть компаний сопровождают инфраструктуру полностью своими силами.
По словам заместителя генерального директора по развитию бизнеса и директора департамента инфраструктурных решений и сервисов «Крок» Валентина Губарева, наибольшим спросом пользуется сегмент сервиса инфраструктуры: за прошедший год на него пришлось около 60% входящих запросов в компанию. «Кроме того, за год количество оборудования на поддержке в «Кроке» увеличилось в два раза, а команда инженеров выросла на треть. Актуальная ситуация на рынке такова, что 95% компаний продолжают поддерживать имеющуюся инфраструктуру и стремятся максимально продлевать срок ее службы», — говорит он. В то же время, продолжает Губарев, отличительным трендом этого года стал рост спроса на тестирование альтернативных решений как российских, так и азиатских производителей: «По нашим оценкам, за этот год количество запросов на тестирование выросло в три раза. Более того, проекты внедрения альтернативных решений уже есть».
Происходит передел IT-рынка, констатирует директор департамента телекоммуникаций «Крока» Наталия Дьяконова: появляются новые вендоры, дистрибьюторы и сервисные компании. «Сегодня более 86% заказчиков тестируют новые, альтернативные решения в части ПО. Также наблюдается тренд на самостоятельное создание заказчиками ПО и адаптацию open source решений, поскольку 47% компаний испытывают сложности в поиске на рынке редкого специализированного софта. Кроме того, мы видим очень высокий спрос на тестирование интеграционных решений для контактных центров».