Много шума и пыли: как последние новости о «Яндексе» могут повлиять на его раздел
Массивы данных
Американская ИБ-компания Confiant 10 августа опубликовала детальный разбор кода двух маркетинговых сервисов «Яндекса» — «Метрика» и «Крипта». Инженер Confiant Кайли МакКри рассказала, как «Яндекс» собирает и использует данные своих пользователей, проанализировав код компании, утечка которого была обнаружена в январе этого года. Тогда в открытом доступе оказался код целого ряда сервисов компании: поисковой системы, карт, голосового помощника, службы такси, почты, облачного сервиса.
Инженер по обеспечению конфиденциальности Confiant обратила внимание на то, что «Яндекс» собирает гораздо больше детальных данных о местонахождении своих пользователей, чем это нужно для таргетирования рекламы: например, данные о точном местоположении людей. Кроме того, она обнаружила, что «Яндекс» имеет возможность связывать массивы данных своих пользователей с почтой и другими идентификаторами личности.
Эта статья вышла на фоне новостей о том, что «Яндекс» хранит данные своих зарубежных пользователей в России, а значит, с 1 сентября ФСБ, согласно новым поправкам в закон о такси, получит круглосуточный удаленный доступ к базам данных служб заказов такси «Яндекса», так как компания включена в реестр организаторов распространения информации (ОРИ). После этого Финляндия запретила «дочке» «Яндекса» передавать России персональные данные своих пользователей. Всего сервис по заказу такси «Яндекса» работает в 17 странах СНГ, а также Африки и Европы.
После этого основатель «Яндекса» Аркадий Волож выступил с заявлением о российской «спецоперации»* на Украине, в котором он раскритиковал решение российских властей, признав, что «доля ответственности за действия страны» лежит и на нем.
В ноябре 2022 года «Яндекс» объявил о намерении разделить активы. Предполагается, что российский бизнес выделят в отдельную группу компаний, из которой со временем выйдет нидерландская Yandex N.V., которая сменит название. В пресс-службе «Яндекса» отметили, что процесс реструктуризации на данный момент еще не завершен.
В «Яндексе» подчеркнули, что фрагменты кода устарели и отличаются от используемого компанией сейчас. «Яндекс» использует данные клиентов только для создания новых сервисов и улучшения существующих и никогда не продает пользовательские данные или не раскрывает их третьим лицам без согласия пользователя, заверили в компании.
Затруднения в продвижении
Аналитик «Велес Капитал» Артем Михайлин отмечает, что такие публикации несут прежде всего дополнительные репутационные риски для компании, тем самым несколько осложняя работу на новых рынках и диалог с регуляторами. «Это происходит, даже если публикуемые сведения не совсем верны и холдинг их опровергает», — подчеркивает он. По словам аналитика, наиболее заметное продвижение «Яндекса» за рубежом происходит сейчас на рынке онлайн-заказа такси, в основном в странах СНГ и Африки. По словам Михайлина, работа «Яндекса» в западных странах и так была кардинально осложнена после начала «спецоперации». При этом, добавляет аналитик, в Израиле работа идет, хотя часть активов в этой стране может и попасть под готовящуюся сейчас реорганизацию и раздел бизнеса «Яндекса».
Новости на работе компании в России не отразятся, но могут помешать распространению сервисов «Яндекса» за рубежом, считает аналитик ФГ «Финам» Леонид Делицын. «Однако значение «Яндекса» за рубежом не настолько велико, чтобы зарубежная пресса сочла публикации важным инфоповодом. У регуляторов до «Яндекса» руки дойдут лишь в том случае, если потребуется продемонстрировать запретительную активность в отношении России в целом», — заключает Делицын.
Между Сциллой и Харибдой
Главный юрисконсульт практики интеллектуальной собственности юридической компании «ЭБР» Кирилл Ляхманов отмечает, что пользователь, регистрируясь в сервисах «Яндекса», дает согласие на сбор и обработку своих персональных данных. «В текущей ситуации каждый пользователь должен делать выбор — собственная приватность или комфорт в заказе еды и такси. К сожалению, на нынешней стадии развития регуляторной политики запрет сбора подобных данных невозможен, а инвесторов мало интересуют вопросы этики их обработки», — заключает он.
Согласно закону «О персональных данных», содержание и объем обрабатываемой личной информации должны соответствовать заявленным целям ее обработки, напоминает преподаватель образовательной платформы Moscow Digital School, директор по правовым инициативам Фонда развития интернет-инициатив Александра Орехович. При этом обрабатываемые данные не должны быть избыточными, подчеркнула она. «Изучивший код «Яндекса» эксперт говорит об избыточности собираемых данных, в объемах больших, чем это нужно для маркетинга. Однако очевидно, что перечень услуг «Яндекса» далеко не ограничивается маркетингом», — резюмирует она.
Активы компании планируется разделить на российский и международный бизнес, поэтому сейчас «Яндекс» находится в подвешенном состоянии, рассуждает председатель совета Фонда развития цифровой экономики Герман Клименко. При этом в России требуют полностью локализовать бизнес, а за рубежом относятся с опасением к компаниям из России, отмечает он. Каждая из сторон пытается подтолкнуть «Яндекс» к разделению, и подобные новости могут ускорить принятие решения руководством «Яндекса», полагает Клименко. Сейчас структура сделки, видимо, еще не определена, и не исключено, что она вообще будет отложена, добавляет он.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.