Летающие из России перевозчики сообщили о сложностях из-за ухода «авиационного SWIFT»
Авиакомпании, летающие из России за границу, осенью могут столкнуться со сложностями из-за лишения доступа к «авиационной SWIFT» — системе, которая связывает перевозчиков с аэропортами и друг с другом, узнал РБК. Авиакомпании не смогут передавать информацию о рейсах, пассажирах и багаже. Минтранс признает проблему, но уверяет, что с большинством стран, куда летают самолеты из России, договорились об альтернативных каналах связи. Не решен до сих пор вопрос с Китаем, говорят источники РБК
Российские авиакомпании, которые выполняют международные рейсы, и зарубежные авиакомпании, летающие в Россию, осенью 2023 года могут столкнуться с проблемами при организации перелетов из-за ожидаемого отключения России от «авиационной SWIFT» — системы передачи информации между авиаперевозчиками и аэропортами. Об этом написал РБК со ссылкой на три источника — в одной зарубежной и двух российских авиакомпаниях.
Систему связи предоставляет швейцарская компания Societe Internationale de Telecommunication Aeronautiqes (SITA). Она решила свернуть работу в России из-за «военной спецоперации»* на Украине. Отключение России от SITA планируется на конец сентября, сообщил РБК. Российские авиакомпании не смогут передавать через SITA данные о рейсах, пассажирах и багаже в информационные системы международных аэропортов, а зарубежные перевозчики так же не смогут обмениваться данными с российскими аэропортами, отметило издание.
Проблема «чувствительна и, безусловно, требует решения», заявил РБК источник в иностранной авиакомпании. Для международных перевозок надо организовать альтернативные каналы связи — для большинства государств, в которые осуществляются рейсы из России, этот вопрос решен, с остальными продолжаются переговоры, заявила РБК пресс-служба Минтранса. Большинство сервисов SITA в России были отключены в течение 2022 года, добавил представитель министерства. До сих пор неясно, по каким каналам будет происходить обмен информации с аэропортами Китая, отметили источники РБК.
Представители Шереметьево, Домодедово, Пулково, аэропорта Казани и холдинга «Аэропорты регионов» (аэропорты в Екатеринбурге, Самаре и ряде других городов) заявили РБК, что их IT-инфраструктура готова к работе с любыми авиакомпаниями, включая иностранные, и что они организуют собственные прямые каналы связи с ними. Отключение от SITA не окажет существенного влияния на пассажиропоток авиакомпаний России: его основную долю составляют собственные каналы продаж в отечественной системе оформления воздушных перевозок, отметила пресс-служба «Аэрофлота».
В 2022 году страны Евросоюза, США, Великобритания и еще ряд государств закрыли свое воздушное пространство для авиакомпаний из России. Россия поступила зеркально по отношению к перевозчикам из этих стран. Санкции запретили поставлять в Россию запчасти и компоненты для самолетов, а также поставлять новые. Однако у российских авиакомпаний получается постепенно договариваться о выкупе самолетов у иностранных лизингодателей.
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.