К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Совет без опасности: как бизнес согласился с поправками о рекомендательных алгоритмах

Фото Getty Images
Фото Getty Images
На этой неделе Госдума рассмотрит в первом чтении законопроект, регулирующий использование рекомендательных алгоритмов. Похоже, бизнес в целом положительно оценил инициативу, успокоившись тем, что из документа к первому чтению исключили требование разместить на сайте кнопку по отключению рекомендательных алгоритмов. Исполнение закона в случае его принятия не грозит компаниям большой административной нагрузкой, считают эксперты

Отдавать предпочтения

Поправки в закон «Об информации», регулирующие работу рекомендательных алгоритмов, будут рассмотрены в первом чтении на этой неделе, рассказал во вторник на заседании комитета Госдумы по информполитике его глава Александр Хинштейн. Ранее документ получил одобрение правительства, профильный комитет Госдумы также рекомендовал депутатам принять законопроект в первом чтении.

Законопроект внес на рассмотрение Госдумы депутат от «Единой России» Антон Горелкин 24 июня. Он обязывает владельцев информационных ресурсов сообщать пользователям о применении рекомендательных алгоритмов. Для этого они должны разместить на своих сайтах правила их применения, описывающие такие технологии и перечисляющие виды собираемых ресурсом сведений о предпочтениях пользователей.

Следить за выполнением этих требований будет Роскомнадзор (РКН), который наделяется правом запрашивать у владельца ресурса информацию, связанную с применением рекомендательных технологий, «а также доступ к программно-техническим средствам <…> для проведения оценки соответствия». РКН сможет также запретить использовать рекомендательные сервисы или заблокировать ресурс, если его требования не будут исполнены. В случае принятия законопроект должен вступить в силу 1 октября 2023 года.

 

Понять правила игры

По словам Александра Хинштейна, РКН не дожидаясь принятия законопроекта, подготовил подзаконные акты, регулирующие отношения ведомства с компаниями, использующими рекомендательные технологии: это было сделано, чтобы «у отрасли была возможность понять правила игры». Хинштейн отметил, что представители бизнеса разработают единые типовые правила применения рекомендательных технологий. «Особых сложностей это не вызывает, мы посмотрели размещенные на «Яндексе» типовые правила. За исключением нескольких формулировок, во всех остальных моментах они описывают деятельность любого другого ресурса», — добавил он.

РКН не планирует прописывать в подзаконных актах требования к составлению правил применения рекомендательных технологий, которые, согласно тексту законопроекта, должны на своем ресурсе размещать компании, их использующие, уточнил Forbes замглавы РКН Милош Вагнер. «По законопроекту мы не имеем таких полномочий, но готовы с компаниями обсуждать эти правила. Зато подзаконные акты предусматривают взаимодействие компаний и РКН, и если мы увидим нарушение законодательства, то будем реагировать», — добавил он.

 

Заместитель главы Минцифры Бэлла Черкесова поддержала поправки с учетом доработки законопроекта ко второму чтению. В частности, она отметила необходимость установить срок, в течение которого владелец ресурса обязан исполнить требования РКН о запрете использования рекомендательных технологий, а также сроки для проверки РКН достоверности информации от владельца ресурса об устранении им нарушений.

Лучше черновой версии

«Яндекс» поддержал инициативу предоставлять пользователям информацию о работе рекомендательных механизмов. Более того, компания это уже давно делает, отметил директор по работе с госорганами «Яндекса» Игорь Алексеев. При этом он подчеркнул, что текущая версия законопроекта не в полной мере учитывает особенности работы рекламных технологий: она требует публиковать правила работы рекомендательных алгоритмов на сайте третьих лиц, размещающих рекламу того же «Яндекса». Технология демонстрации рекламы в некоторых форматах не дает возможность размещать дополнительную информацию на сайтах этих лиц, указал Алексеев, попросив внести правки, позволяющие предоставлять пользователям правила работы рекомендательных алгоритмов в виде ссылки.

Заместитель управляющего директора Ozon Алексей Минаев обратил внимание, что это первый в России закон, регулирующий технологии искусственного интеллекта. Он также поддержал текущую версию законопроекта, назвав ее «сбалансированной». «До 7% торгового оборота формируется за счет рекомендательных механизмов. Если алгоритмы не будут оптимизировать этот процесс, работа маркетплейсов остановится», — заявил Минаев.

 

В России вопросы регулирования алгоритмов ИИ будут возникать все чаще, рекомендательные технологии будут окружать нас почти во всех сервисах, которыми мы пользуемся, отмечает генеральный директор Института исследований интернета Карен Казарян. Пусть этот законопроект рамочный и не снимает всех вопросов, но он лучше чернового варианта, в котором предусматривалась возможность введения запрета на использование рекомендательных сервисов пользователями, поясняет он. Сейчас, по мнению Казаряна, поправки создадут для бизнеса минимальную административную нагрузку при условии, что поставленный «Яндексом» вопрос будет решен.

«Правила использования рекомендательных технологий, которые компании  должны размещать на своих сайтах, мало будут отличаться от публичной оферты, в которой большая часть этой информации уже прописана», — полагает эксперт. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+