К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Климат-контроль: как прогнозирование погоды помогает компаниям стать успешнее

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Рынок погодных и климатических услуг в 2015 году исследовательское агентство kMatrix оценивало в $56 млрд со средним ростом по 8% в год. По подсчетам аналитиков, в 2023 году его объем достигнет около $100 млрд. О том, как предсказание погодных условий делает бизнес более эффективным, помогает снизить ущерб и прогнозировать спрос и при чем тут искусственный интеллект, рассуждает руководитель сервиса «Яндекс Погода» Александр Ганьшин

Ветер перемен

Изменение климата приводит к тому, что погода становится более переменчивой. Экстремальная жара в городах, засуха в регионах, которые не сталкивались с подобными явлениями прежде, частые ураганы — лишь некоторые последствия происходящих изменений. Погодные катаклизмы теперь случаются чаще, чем раньше. С 1979 по 2019 год количество природных стихийных бедствий увеличилось примерно на 50%, следует из данных ООН.

От этого страдают прежде всего «метеозависимые» бизнесы. Одна из таких отраслей — сельское хозяйство, где при выращивании в открытом грунте огромное значение имеют температура, осадки и ветер. Около 90% потерь урожая у сельхозпроизводителей происходит из-за непогоды, подсчитали в IBM. Но около 25% из них можно предотвратить, используя метеорологическое прогнозирование.

Метеорологический прогноз может помочь также при производстве одежды и продуктов. Погода — один из факторов, влияющих на спрос в ретейле. Если регулярно собирать сезонные данные поведения покупателей и выделять инсайты для правильного позиционирования, то компаниям не придется производить «лишние» товары, которые не требуются покупателям.

 

Как прогнозы влияют на бизнес

Многие предприятия обращаются за прогнозами погоды к специальным сервисам, чтобы повысить собственную эффективность и уровень дохода. Им требуются как краткосрочные, так и долгосрочные прогнозы. Например, при выборе участка под виноград надо учитывать погодные условия в этом месте на десятки лет. Если они будут сильно меняться, вино получится не таким, как изначально планировалось.

Планирование сезона с определенной долей точности может предсказать погоду на несколько месяцев вперед: будет холодно или тепло, влажно или засушливо. Исходя из этой информации, агрономы подбирают наиболее подходящие сорта культур.

 

Прогноз на более близкие горизонты — от месяца — позволяет оценить объем предстоящих работ в сельском хозяйстве. Компании уточняют его каждую неделю, а затем корректируют свою деятельность в зависимости от прогноза на ближайшие дни и часы. Если пошел дождь, управляющий принимает решение: стоит ли уводить с полей комбайны и трактора, или нужно подождать, потому что дождь, согласно прогнозу, быстро прекратится. Так, многие индийские фермеры при поддержке Всемирного банка и правительства Индии пользуются системой прогноза погоды от компании Cropin. Они точнее планируют посадки, сбор урожая, полив и подкормку растений. Участвующие в программе хозяйства смогли увеличить свой доход на 37%.

У компаний, составляющих прогнозы погоды, есть несколько видов продуктов. Самый простой — «обычный» прогноз. Заказчик видит данные и понимает, что ему нужно сделать в своем бизнесе, исходя из этих цифр. Множество компаний — в основном частных — предлагают не просто цифры «в градусах и миллиметрах осадков». Они дают рекомендации, что делать конкретному бизнесу, исходя из прогноза. Некоторые также показывают эффект от их соблюдения или несоблюдения в конкретных цифрах. Например: «Завтра будет дождь, поэтому нужно остановить дорожные работы. Расходы на выполнение некачественных работ и их последующую переделку составят столько-то рублей».

Погодные API, которые используют компании, агрегируют и обрабатывают метеорологические данные. Они предлагают программные инструменты для доступа к таким показателям, как температура, скорость ветра, осадки, облачный покров, видимость и влажность. Сбор информации основывается на показателях наземных метеостанций, спутников, радиозондов и метеорадаров. Из очевидных плюсов: API позволяет получать гиперлокальные погодные данные в автоматизированном режиме.

 

Метеозависимые отрасли

Платформы прогнозирования погоды помогут избежать бизнесу до 35% потерь, связанных с погодой. Один из примеров — в США с 1995 по 2020 год фермеры получили страховые выплаты из-за потери урожая на сумму $143,5 млрд. Основная причина этих потерь — непогода. Наиболее частые ее проявления — жара и засуха (компенсации на $48,6 млрд), ливни и наводнения ($39 млрд), град ($9,7 млрд).

Впрочем, сервисы прогнозирования требуются не только агропредприятиям. Например, в строительстве можно арендовать технику и нанимать рабочих, исходя из расчета планируемых периодов хорошей погоды. Это позволит избежать простоя техники и лишних расходов на ФОТ.

Страховой и банковский сектор при среднесрочном прогнозе могут оценить риски, связанные с кредитованием или страхованием сельхозпроизводителя. На основе прогнозов можно оценивать уровень энергопотребления и заранее выкупать оптимальный объем топлива. Настанет холодный сезон — энергопотребление будет на максимальном уровне, цены «в моменте» вырастут, покупка обойдется дороже. Но если, наоборот, закупить слишком много топлива, придется платить за его хранение. За последнее десятилетие (с 2012 по 2022 год) улучшение точности прогнозов погоды привело к общей экономии энергии потребителями на сумму примерно $384 млн.

Прогнозы погоды также крайне важны для альтернативной энергетики. Устанавливать солнечные батареи или ветряки нужно так, чтобы выработка энергии была максимально эффективной. В этом помогут долгосрочные прогнозы: они «укажут» самые ветреные и более солнечные места на основе исторических данных.

Еще один пример погодозависимой индустрии — курьерская доставка. Например, завтра ожидается ухудшение погоды: морозы, снегопады, дожди. Людям лень самим идти в магазин или ресторан в такой день, они заказывают доставку у курьерских служб. Но там сотрудников, как правило, меньше, чем в обычные дни: курьеры тоже в плохую погоду предпочитают не работать. Их нужно мотивировать выходить на смену в дни повышенного спроса. Примерно та же ситуация — в такси.

 

Ставка на точность

Технологии метеопрогнозирования становятся все более востребованы бизнесом. Объем мирового рынка прогнозов погоды составил в 2022 году $2,4 млрд. В 2030 году он должен вырасти до $3,5 млрд.

Развитие современных технологий влияет на качество прогнозов. Сейчас предсказание дождя за два дня не уступает в точности прогнозам 25-летней давности за день до осадков. А точность прогноза ураганов выросла в два раза.

В прогнозах погоды будет использоваться все больше машинного обучения. В отличие от «традиционных» методов, искусственный интеллект анализирует весь огромный объем данных о погоде. Он отбирает закономерности и на их основании составляет прогнозы. Также более востребованными станут решения, которые позволят бизнесу количественно оценить потенциальную прибыль или ущерб. За такими сервисами — будущее, потому что они напрямую влияют на выручку и производительность бизнеса.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+