К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Заоблачные педали: как доставка на велосипедах и самокатах стимулирует e-commerce

Фото EPA / TASS
Фото EPA / TASS
По оценкам Kept (экс-KPMG), в 2022 году в Москве на микромобильном транспорте (классические и электрические велосипеды, а также электросамокаты) было доставлено заказов на 260 млрд рублей — это около 4% от общей выручки ретейла и общепита в городе, а к 2025 году эти показатели могут достигнуть 499 млрд рублей и 5,6% соответственно. Новая ниша ультрабыстрой доставки генерирует дополнительные заказы, однако дальнейший рост сегмента будет во многом зависеть от развития городской инфраструктуры и особенностей регулирования, считают аналитики

Kept провел для Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) исследование коммерческой микромобильности в шести мировых мегаполисах (в Москве, Нью-Йорке, Джакарте, Хельсинки, Мехико, Гонконге). В нем сравниваются города с разной степенью интеграции велосипедов и электросамокатов в доставку «последней мили». Согласно отчету, с которым ознакомился Forbes, Kept определил особенности использования в бизнесе разных видов микромобильного транспорта и основные факторы развития этого сегмента.

На порядок выше

В 2022 году около 50% курьеров в российской столице использовали велосипеды и самокаты (всего курьеров в Москве 100 000 человек, а через два года, к 2025-му, их будет еще на 60 000 больше). Заказы с микромобильной доставкой уже сейчас обеспечивают 3,95% выручки московских компаний розничной торговли и общепита и составляют примерно 260 млрд рублей, а к 2025 году их доля может достигнуть 5,61% и 499 млрд рублей, считают в Kept.

«Микромобильный транспорт сформировал новую нишу бизнесов с ультрабыстрой доставкой, а также сделал быстрее и экономически выгоднее экспресс-доставку: на загруженных дорогах скорость доставки на электровелосипеде на 30-40% выше автомобильной и в два-три раза выше, чем у пешего курьера», — указывают авторы отчета.

 

Мобильности есть куда расти 

По потенциалу развития коммерческой микромобильности Москва наиболее близка к Нью-Йорку, который оказался лидером среди рассмотренных городов. Два города объединяет высокий интерес к использованию микромобильного транспорта со стороны бизнеса и активное развитие компаний в этом сегменте. В то же время по уровню развития инфраструктуры Москва значительно отстает от Нью-Йорка: например, в Москве на 100 000 жителей приходится 3,5 км велодорожек, тогда как в Нью-Йорке этот показатель составляет около 40 км, велодорожки отличаются высоким уровнем связанности, указывают в Kept.

С точки зрения регуляторных издержек Москва пока находится на одном уровне с Хельсинки и Джакартой: в городе приняты общие правила использования микромобильного транспорта, но пока они «не оказывают значительного давления на развитие коммерческой микромобильности». «Мы наблюдаем практику, когда участники рынка передают администрации города данные о наиболее частых маршрутах курьеров и улицах, где необходимы велодорожки. Такой подход может говорить о потенциальном интересе местных регуляторов к апробации модели целенаправленной работы с бизнесом», — говорится в исследовании.

 

Коммерческая микромобильность сосредоточена в доставке готовой еды и продуктов питания, бытовых товаров, посылок и документов. Городу, по мнению аналитиков, уже присущи отличительные черты развитого рынка — наличие специализированных игроков и диалог бизнеса с органами власти: «Если Москва продолжит развивать инфраструктуру для микромобильного транспорта, а также администрировать этот сегмент с учетом как лучших мировых практик, так и негативного опыта избыточного регулирования, то потенциал для развития коммерческой микромобильности и увеличения ее вклада в экономику города продолжит расти».

Столичный профиль

По оценкам Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), в 2022 году российский e-commerce вырос на 30% и составил 4,986 трлн рублей. В этом году в АКИТ ждут, что он может увеличиться еще на 25–30% и достигнуть от 6,3 трлн до 6,6 трлн рублей. В Data Insight подсчеты и прогнозы чуть оптимистичнее: по данным аналитиков, в прошлом году рынок вырос на 38%, до 5,7 трлн рублей, а в этом онлайн-ретейл в России может вырасти до 7,4 трлн рублей (+30%), при этом темпы роста количества заказов составили 65%. Еще один показатель развития в стране интернет-торговли — то, как увеличивается доля e-commerce от общего рынка розничной торговли: в 2022 году она составила 15%, тогда как еще в 2020-м она равнялась 9%, свидетельствуют оценки Data Insight.

Как указывают в Kept, в 2022 году объем e-commerce в Москве вырос в 3,6 раза по сравнению с 2019 годом. Доля онлайн-продаж в общем обороте розничной торговли Москвы к октябрю 2022 года достигла рекордных 15,6%. Высокая загруженность дорог (второе место в мировом рейтинге по этому показателю) стимулирует развитие микромобильности в сегменте экспресс-доставки, а также доставки из ресторанов и магазинов, обращают внимание в Kept, у бизнеса высокий спрос на использование велосипедов и самокатов среди курьеров.

 

Однако развитие инфраструктуры и меры поддержки от властей оставляют желать лучшего, делают вывод эксперты. Притом что мэрия Москвы увеличивает общую протяженность велодорожек (с 9 км в 2013 году до 448 км в 2021-м), они пока не образуют связанную сеть. Ожидается, что единая сеть велодорог появится в Москве к 2025 году. Но для дальнейшего развития коммерческой микромобильности понадобятся «существенные инвестиции» в ближайшие годы, заключают эксперты.

При этом в Москве развивается обустройство велополос при помощи делиниаторов — искусственных бордюров, которые разделяют велосипедный и автомобильный потоки. Впрочем, большая часть велодорожек на 2022 год все равно ограничена дорожной разметкой, рассуждают в Kept. Кроме того, использование велодорожек сезонно: в зимнее время года часть недоступна из-за снега.

В этом году в Москве планируется реализовать около 70 км велоинфраструктуры — наносят временные велополосы и развивают веломаршрут «Зеленое кольцо», сообщили Forbes в Департаменте транспорта Москвы: «Например, в САО появились новые велополосы на улицах Зорге, Новопесчаной, Панфилова. Более 470 км велоинфраструктуры уже доступно для жителей столицы. В прошлом году реализовали около 67 км велодорожек и велополос. Например, за два года комплексно развили сеть в Марьине, Отрадном и Академическом. В сезоне 2023 года будет продолжена работа по развитию сети городских велосипедных парковок. К имеющимся 3000 парковкам запланирована установка около 3000 новых на территории всего города, в том числе и в Новой Москве».

По всем правилам 

Регулирование микромобильности в Москве находится на стадии становления, констатируют в Kept. В городе уже приняты общие правила использования такого транспорта, но пока власти не выделяют коммерческую микромобильность в отдельный сегмент. Термин «средство индивидуальной мобильности» (СИМ) был введен в ПДД только в марте 2023 года, до этого в них упоминались только велосипеды, регулирование которых осуществлялось еще с советского времени, и разные виды электровелосипедов, правила управления которыми были определены в 2014 году.

Также в марте 2023 года вступили в силу общие правила использования микромобильного транспорта, которые включают ограничения скоростного режима и ряд других требований к пользователям этого вида транспорта. Правительство города регулирует деятельность операторов кикшеринга — есть ряд требований по работе сервисов, порядку использования городских парковок, техническому состоянию и внешнему виду электросамокатов. При этом меры поддержки отрасли со стороны правительства пока не имеют системного характера, резюмируют в Kept.

 

Исследование показало, что отдельное регулирование коммерческого микромобильного транспорта без ущерба возможно только при зрелости сегмента. «При избыточных регуляторных ограничениях, как в Мехико и Гонконге, бизнес теряет интерес к микромобильному транспорту, и рынок перестает существовать или прекращает развиваться. Поэтому для дальнейшего развития отрасли в Москве также решающими станут формат и своевременность регулирования», — считают эксперты.

Рынок говорит

Темпы роста доставок на микромобильном транспорте развиваются по схожему сценарию с пользовательскими поездками, утверждают участники рынка. «Так, с 1 января по 21 июня 2023 года пользователи совершили 35,8 млн поездок (рост на 106% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), — говорят в Whoosh. — На 21 июня в нашем сервисе более 15 млн зарегистрированных пользователей, на 77% больше, чем годом ранее. При этом около 80% поездок происходит по транспортному сценарию, то есть самокат использовался в качестве альтернативы общественному транспорту, такси и автомобилю».

Инфраструктура для микромобильного транспорта нужна в первую очередь для велосипедистов и курьеров, и только во вторую — для электросамокатов, рассуждают в сервисе кикшеринга «Юрент». «Мы видим, что сейчас количество курьерских поездок на разного рода микромобильном транспорте значительно превышает количество поездок на самокатах. Для безопасности в городе и комфорта всех участников движения нужно, чтобы курьеры передвигались по велодорожкам, а не тротуарам, поэтому развитие инфраструктуры поможет снизить аварийность и будет «драйвить» использование курьерами других видов транспорта, например электросамокатов», — говорят в «Юрент».

Города идут навстречу пользователям самокатов: появляются новые велодорожки, съезды с тротуаров, удобная инфраструктура, продолжают в Whoosh, добавляя, что необходим постоянный контакт игроков кикшеринга с администрациями каждого города: «Нужно обсуждать, как правильнее развивать микромобильность в локации, где выделить медленные зоны, а где, наоборот, людям необходимо быстро добираться до пункта назначения вне зависимости от того, пользователь сервиса или курьер. Только диалог поможет правильному проникновению самокатов в российские города».

 

«Подавляющее большинство курьеров, сотрудничающих с «Яндекс Лавкой» и «Яндекс Едой», передвигаются на велосипедах, еще часть — на самокатах. Это позволяет курьерам выполнять больше заказов в час и больше зарабатывать, а пользователи получают еду быстрее, — рассказали в фудтехнаправлении «Яндекса». — Вложения городов в инфраструктуру для микромобильного транспорта и создание новых велодорожек помогают бизнесу развиваться — доставка на микромобильном транспорте зачастую дешевле, курьеры не застревают в пробках, а сами велосипеды и самокаты бесшумны и не наносят вред окружающей среде».

Впрочем, не для всех игроков в e-commerce этот вид транспорта одинаково полезен. Так, в Ozon заявили, что на сегодня он ограниченно используется курьерами, которые сотрудничают с Ozon fresh. «В сервисе Ozon fresh представлен ассортимент 35 000 наименований, а доставка осуществляется в течение часа, в том числе и в ночное время. При этом наш эксперимент по экспресс-доставке за 15 минут, но с ограниченным перечнем товаров, показал, что для наших клиентов широкий ассортимент и возможность получить крупный заказ важнее моментальной доставки, — объясняют в компании. — Поэтому сейчас в приоритете Ozon fresh расширение ассортимента и доставка больших заказов. В таких условиях, конечно, курьерам удобнее использовать более крупный транспорт, чтобы развозить объемные посылки. При этом мы уверены, что по мере роста доверия и аудитории сервиса нам понадобятся новые форматы, в том числе и транспортные».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+