Запасайтесь попкорном: «Яндекс Афиша» отчиталась о рекордном росте проданных билетов
Тяните билет
За первую половину 2023 года «Яндекс Афиша» продала почти 9 млн билетов, это на 75% больше, чем годом ранее, рассказали Forbes в компании. Для сравнения: за весь 2022 год через «Яндекс Афишу» было продано почти 10,5 млн билетов. Учитывались продажи пользователям «Яндекс Афиши» через собственные и партнерские площадки, которые используют билетные технологии сервиса, пояснили в «Яндексе». Через площадки партнеров было продано около 30% билетов, 2,9 млн всех продаж пришлось на билеты в кино. За первый квартал 2023 года «Яндекс Афиша» реализовала 5,5 млн билетов, из которых 2,1 млн — билеты в кино. Общий прирост продаж сервиса, по сравнению с первым кварталом 2022 года, составил 78%.
«По доступным цифрам, в том числе данным, которые официально раскрывают другие игроки, видим, что в этом году мы стали крупнейшим продавцом билетов на развлечения в России, — уточняют в «Яндексе». — При этом на концерты уже приходится 30% проданных билетов, на театральные постановки — 17%, выставки — 5,6%, стендап — 4,8%».
Такую динамику роста продаж билетов через свой агрегатор директор по контенту и развитию бизнеса сервиса Энрико Мазавришвили объясняет расширением ассортимента событий и экспансией сервиса в регионы. «Если еще несколько лет назад «Яндекс Афиша» была прежде всего сервисом для покупки билетов в кино для жителей Москвы и Санкт-Петербурга, то сейчас это сервис, где миллионы жителей российских городов покупают билеты в театр, на выставки, на стендап, мюзиклы и другие события», — поясняет он. В 2021 году на долю регионов приходилась только четверть продаваемых билетов «Яндекс Афиши», сейчас — больше 40%. «Сыграло свою роль и то, что покупки в интернете за последние несколько лет стали привычкой для очень многих жителей России, и ковид только подстегнул эту цифровую миграцию», — подчеркивает Мазавришвили.
Конкурирующая фирма
На рынке билетных агрегаторов в последние годы наблюдается консолидация. Так, МТС приобрел в феврале 2018 года Ticketland и Ponominalu. Тогда за 100% Ticketland оператор заплатил 3,25 млрд рублей. А «Пономиналу» был оценен в 495 млн рублей. МТС купила 78,2% сервиса и заключила опцион на доведение оставшейся доли до 100% к 2020 году. В июне 2019 года «Яндекс» выкупил софт билетной системы для организаторов мероприятий TicketSteam. В 2022 году «Почта Банк» приобрел билетного оператора SmartBilet для развития сервиса коллективной покупки билетов в театры и кино по «Пушкинским картам», намереваясь инвестировать в проект в этом году 150 млн рублей и окупить их. «Кассир.ру», в свою очередь, стал владельцем одного из старейших агрегаторов — Parter.ru.
Главный конкурент «Яндекс Афиши» по продажам билетов — МТС. По собственным данным, количество проданных билетов на витринах МТС за первое полугодие 2023 года увеличилось на 44% по сравнению с тем же периодом 2022 года. «МТС live (входит в «МТС Энтертейнмент») продает билеты в кино, но это меньшая часть витрины сервиса, целевой сегмент — это театры, концерты, детские мероприятия и музыкальные шоу», — поясняет представитель МТС live Лилия Галяутдинова. По ее словам, в первые четыре месяца 2023 года прирост продаж МТС live составлял 60-70%, если сравнивать с продажами за аналогичный период прошлого года: «Однако театральный сезон закончился, и активный рост сменила стабильная продажа билетов». По данным МТС, в первом квартале 2023 года билетные витрины оператора продали более 2 млн билетов (на 50% больше, чем годом ранее).
Ticketscloud за январь-июнь 2023 года реализовал 2,63 млн билетов, это на 42,5% больше, чем годом ранее, говорит основатель и глава Ticketscloud Егор Егерев. Сервис работает со всеми сегментами, но фестивали, концерты и вечеринки занимают подавляющую долю портфеля, говорит он.
Опережающими темпами
МТС и «Яндекс» сегодня «развиваются с опережением», поясняет главный редактор информационного агентства InterMedia Евгений Сафронов. «Сейчас рынок быстро восстанавливается после катастрофического падения в 2020-2021 годах, вызванного пандемией коронавируса. Для них важно вовлечь клиентов в свою экосистему, а не получить прибыль от продажи билетов, поэтому они предлагают промоутерам максимально выгодные условия», — добавляет он.
Продюсер Colisium International Music Forum Сергей Бабич указывает, что нет единой системы оценки билетного рынка: каждый сервис полагается на собственную систему подсчетов продаж. По его словам, с начала 2023 года продажи билетов практически на все категории пошли в рост. По оценке Сергея Бабича, в этом году продажи билетов (онлайн и офлайн) выросли на 15-25% в зависимости от сегмента. «Это может быть связано со стабильностью экономики и общим напряжением в обществе, которое нужно компенсировать эмоциональным продуктом», — поясняет он. При этом продажи билетов через интернет занимают львиную долю — на офлайн приходится только около 15-20% продаж билетов в России, добавляет он.
По мнению Сергея Бабича, основным драйвером продаж билетов «Яндекса» стала экосистема компании. «Например, пользователь «Яндекс Плюса» может потратить накопленные баллы на билеты в кино», — добавляет он. Кроме того, дало результат и продвижение «Яндекса» в регионах. Успешность привлечения аудитории активных городских жителей через экосистему признают и в «Яндексе»: так, сейчас у «Плюса» 22,1 млн подписчиков (+77% по сравнению с первым кварталом 2022-го), свидетельствует отчетность за первый квартал 2023 года. Подписчики «Плюса» могут зарабатывать баллы на покупке билетов, тратить баллы на покупку и покупать билеты в рассрочку через «Сплит», перечисляют в «Яндексе».