Госдума приняла закон об антимонопольном регулировании маркетплейсов и агрегаторов
Госдума приняла закон об антимонопольном регулировании агрегаторов онлайн-торговли и маркетплейсов. Инициатива обязывает цифровые платформы согласовывать с ФАС сделки, цена которых превышает 7 млрд рублей
Госдума приняла поправки в закон «О защите конкуренции», вводящие антимонопольные ограничения для маркетплейсов и агрегаторов, следует из данных в системе обеспечения законодательной деятельности.
Законопроект был внесен правительством на рассмотрение Госдумы в июле 2022 года и входит в так называемый пятый антимонопольный пакет, призванный выявить антирыночные действия и картельные соглашения среди крупных интернет-платформ. «Ничего не продавая, подобные компании могут влиять на поставщиков, покупателей и определять цены. Цель изменений как раз в том, чтобы такое влияние не приводило к необоснованному подорожанию либо ограничению выбора», — объяснил инициативу премьер-министр Михаил Мишустин (цитата по «Интефраксу»).
Закон вводит новое определение «сетевой эффект», под которым понимается свойство товарного рынка, при котором потребительская ценность цифровой платформы изменяется в зависимости от изменения количества продавцов и покупателей, совершающих через нее сделки. И устанавливает критерии доминирующего положения на рынке для агрегаторов онлайн-торговли, использующих «сетевой эффект»: выручка за последний календарный год превышает 2 млрд рублей, доля сделок на определенном товарном рынке превышает 35%.
Устанавливать наличие сетевого эффекта и оценивать возможности владельцев цифровых платформ оказывать решающее влияние на обращение товара будет ФАС — с антимонопольной службой будут согласовываться сделки, цена которых превышает 7 млрд рублей.
Вводится новая статья, наделяющая ФАС правом назначить экспертизу при рассмотрении ходатайств о даче согласия на совершение сделки. При этом срок рассмотрения ходатайства приостанавливается на срок проведения экспертизы.
Закон вступит в силу c 1 сентября.