Минцифры и Минкультуры предложили назначить VK единым оператором «Пушкинской карты»
Минкульт и Минцифры предложили сделать VK единым билетным оператором молодежной госпрограммы «Пушкинская карта», выяснил «Коммерсантъ». Единый оператор проведет эксперимент по проверке личности покупателя и предъявителя билета с помощью QR-кодов, чтобы пресечь мошенничества с картой. У VK нет собственного билетного оператора, но он может купить одного из участников рынка, пишет газета
Минцифры и Минкультуры предложили назначить VK единым билетным оператором «Пушкинской карты», сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на проект поправок к постановлению правительства «О социальной поддержке молодежи» (регулирует программу «Пушкинская карта»). К единому билетному оператору должны будут подключаться участвующие в программе организации культуры и другие билетные агрегаторы.
В Минцифры сообщили, что VK «обладает необходимыми ресурсами и технологиями», а единый билетный оператор будет предлагать бесшовную продажу билетов на все мероприятия по «Пушкинской карте». Продажа билетов через любых других билетных операторов, с которыми сотрудничают учреждения культуры, сохранится, заверили в Мицифры. В Минкультуры сослались на собственный пресс-релиз, в котором говорится, что правила программы меняются «с учетом усовершенствованных механизмов ее функционирования, а также информационной безопасности всей системы».
Сейчас банком-оператором программы выступает Почта Банк. Он сохранит эту функцию до нового отбора, его проведение предусматривают правила выделения субсидий оператору, которые разрабатывало Минкультуры. Программа «Пушкинская карта» — проект Минкультуры и Минцифры по популяризации культурных мероприятий среди молодежи, запущенный в сентябре 2021 года. Воспользоваться картой могут россияне от 14 до 22 лет. Лимит «Пушкинской карты» на 2023 год — 5000 рублей. Ими можно расплатиться за посещение театров, музеев, филармоний, концертных залов, кинотеатров и домов культуры.
Изменения разрабатывались по поручениям вице-премьера Татьяны Голиковой с целью «устранения точек уязвимости и повышения уровня защищенности программы». В начале марта глава Росфинмониторинга Юрий Чиханчин на встрече с Владимиром Путиным заявил о раскрытии мошеннической схемы, связанной с проектом «Пушкинская карта». По его словам, преступники присвоили деньги, составляя «мнимые списки людей, которые якобы должны получить эти льготы».
Глава финразведки тогда уточнил, что участники схемы и их активы арестованы. «Работа ведется совместно с ФСБ», — отметил Чиханчин. В схеме участвовали индивидуальные предприниматели (ИП), теперь Минкультуры намерено исключить их из состава билетных операторов. С 9 января по 9 июля 2024 года в рамках программы планируется провести эксперимент по проверке личности покупателя и предъявителя билета через QR-коды. Минцифры с VK разработают сервис, а Минкультуры обеспечит сканирование в организациях—участниках эксперимента.
Собеседник, близкий к VK, рассказал о намерении холдинга выйти на рынок агрегаторов билетов. По его словам, в 2022 году менеджмент VK вел переговоры о покупке Radario (60% — у «Кассира.ру»), «однако они не продвинулись». Другой собеседник, знакомый с планами VK, отметил, что холдингу «логично создать билетного оператора, чтобы предложить активным пользователям культурных пабликов и сообществ покупку билетов». По его оценке, речь идет о нескольких миллионах человек.
В 2019 году VK стала совладельцем ООО «Билетная платформа», которое разрабатывает софт для продажи билетов в соцсети «ВКонтакте». По данным «СПАРК-Интерфакс», холдингу принадлежит 48,44% «Билетной платформы», при этом 20,66% — через подконтрольный VK холдинг ESforce. Сейчас у VK нет готового билетного решения, ему придется выбрать билетного партнера из действующих либо купить готовый сервис, полагает продюсер Colisium International Music Forum Сергей Бабич. «На рынке есть несколько подходящих решений, например оператор «Единое поле», который работает с учреждениями Министерства культуры», — добавил он.
По словам Бабича, динамический QR-код — хорошо проверенное решение на билетном рынке: оно позволит защитить билеты от подделок и перепродажи и сканировать билеты, находясь в режиме офлайн, «если на площадке слабый интернет». Рисков монополизации участники билетного рынка пока не видят. «Мероприятий, на которые можно сходить по карте, не так уж много, это небольшая доля рынка», — объяснил гендиректор и основатель Ticketscloud Егор Егерев. Другой собеседник среди агрегаторов сказал, что на «Пушкинскую карту» приходится до 10% продаж всех билетов: «это значительная доля рынка».