К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Искусственный ранжир: как нейросеть рейтинговала занимающиеся ИИ российские компании

Фото Getty Images
Фото Getty Images
«Билайн» в партнерстве с Brand Analytics представил составленный нейросетью рейтинг компаний и институтов, занимающихся искусственным интеллектом в России. В числе лидеров сразу по целому ряду номинаций такие участники рынка, как «Яндекс», VK и «Сбер». По мнению экспертов, рейтинг не только показывает признанных лидеров, но и демонстрирует тех, кто предпринимает усилия, чтобы их догнать. Впрочем, поскольку основой для нейросетевого анализа стали новости в СМИ и Telegram-каналах, присутствие в топе крупнейших компаний могло быть продиктовано также их маркетинговыми бюджетами

Расставить нейросети

Рейтинг составлен нейросетью, обученной на данных из открытых источников. Она анализировала деятельность компаний, заявляющих о работе с искусственным интеллектом на российском рынке в СМИ и социальных медиа, а также внедряющих такие технологии в свою бизнес-модель. Основой для формирования датасетов стали новости в СМИ и Telegram-каналах за 2022 год — это более 5 млрд материалов. Из 1 млн найденных публикаций по теме ИИ после исключения дублей остался массив в 500 000, который использовался для обучения нейросети и формирования рейтингов, откуда с помощью алгоритмов извлекли важную для каждой номинации информацию, объясняют партнеры.

Всего в рейтинге восемь основных номинаций («Инвестиции в ИИ», «Вклад в развитие ИИ в России», «Вклад в подготовку кадров», «Присутствие в инфополе», «Значимые решения», «Облачные решения», «Импортозамещение», «Социальный ИИ»), а также четыре специальные («Вузы и ИИ», «Банки и ИИ», «Телеком и ИИ», «Ретейл и ИИ»). В каждой основной категории нейросеть определила топ-50 компаний. Примечательно, что в большинстве номинаций в топ-3, по сути, одни и те же — «Яндекс», VK и «Сбер», которых изредка разбивают другие участники рынка и организации.

Так, в «Инвестициях в ИИ» верхние позиции занимают «Сбер», «Яндекс» и ВТБ (VK на четвертом месте). Во «Вкладе в развитие ИИ в России» в лидерах «Яндекс», МГУ и VK, так же как и в кадровой категории («Сбер» в обеих уже на шестом месте). В «Облачных решениях» и «Значимых решениях» к указанному топ-3 прибавляется МТС. В номинации «Импортозамещение» наверху «Яндекс» и VK, а также «Росатом» («Сбер» на пятом). Фонд «Сколково», ВТБ и «Росатом» можно также отметить как встречающиеся в рейтинге на высоких позициях чаще других.

 

В специальных отраслевых категориях расклад следующий. В «Ретейле и ИИ» первенствуют «Магнит», Ozon и Wildberries, в телекоме — МТС, «Билайн» и «Мегафон», среди банков лидируют «Сбер», ВТБ и «Тинькофф», а в вузах — МГУ, НИУ ВШЭ и МГТУ им. Баумана.

«Мы в команде Big Data & AI подумали, что было бы интересно создать систему, которая найдет в СМИ неявные закономерности и всесторонне посмотрит на рынок ИИ, — рассуждает директор по искусственному интеллекту и цифровым продуктам «Билайна» Константин Романов. — Для обучения модели мы использовали данные, которые собрали для нас партнеры из Brand Analytics — компании-разработчика одноименной системы мониторинга и анализа социальных медиа и СМИ». По его словам, среди проанализированного тематического массива данных были новости, посвященные 544 компаниям, 248 из которых попали в рейтинг. «Рейтинг одновременно учитывает и медийную активность игроков, и внимание к теме и компаниям со стороны СМИ, и «народное» обсуждение в социальных медиа, в данном случае — в Telegram-каналах, — говорит управляющий партнер Brand Analytics Наталья Соколова. — Смотреть на ситуацию с трех сторон кажется очень перспективным подходом».

 

«Традиционные методы составления рейтинга, вероятно, подразумевают ситуации, когда эксперты анализируют данные и проводят аналитическую работу. В этом контексте нейросеть выполняет ту же функцию, не имея при этом серьезных отличий», — объясняют в «Билайне». По словам составителей рейтинга, в использовании ИИ для этих целей есть ряд преимуществ. «Во-первых, нейросеть беспристрастна: она анализирует данные, которые мы получаем из открытых источников, и делает это без каких-либо субъективных суждений или предвзятой оценки, — продолжают они. — Во-вторых, нейросеть значительно быстрее людей, что позволяет нам сэкономить время и обрабатывать большие объемы данных. Например, вместо того чтобы тратить год на подсчет рейтингов, нейросеть справилась с этой задачей гораздо быстрее. В-третьих, возможность переиспользовать результаты предыдущих работ. То есть в следующем году мы сможем использовать данные из прошлого года для улучшения и доработки нашей системы. Именно ИИ позволяет нам это делать».

«Заслуженно попали»

Рейтинг в общих чертах неплохо характеризует освещение и присутствие в СМИ его участников, замечает старший инвестиционный директор Kama Flow Кирилл Тишин. «Есть некоторые перекосы, связанные, возможно, с тем, что участники рейтинга разноплановые: в него попадают как компании, так и вузы, ассоциации, инфраструктурные организации и др. Рейтингование групп в отдельных номинациях дает более понятную картинку, — продолжает он. — По верхним позициям рейтингов можно однозначно сказать, что присутствие в топе крупных компаний (VK, «Сбер», «Яндекс» и т. п.) обусловлено в том числе качественным присутствием в СМИ и Telegram за счет маркетинга и более крупных бюджетов продвижения».

По словам заведующего лабораторией нейронных систем и глубокого обучения МФТИ, кандидата физико-математических наук Михаила Бурцева, область ИИ сегодня бурно развивается и генерирует технологии, которые могут быть применены там, где раньше о них не слышали. Это порождает спрос на информацию о том, какие центры экспертизы сегодня существуют и каков их уровень компетенций, говорит он. «Один из способов оценки организаций — их представленность в СМИ по  тематике ИИ. Представленный рейтинг — попытка измерить представленность в СМИ организаций, ведущих деятельность с использованием ИИ», — полагает Бурцев.

 

Лидеры рейтинга — крупные технологические компании, которые вполне заслуженно туда попали, считает основатель и CEO Nerve.Ai Антон Вдовиченко. «И у «Сбера», и у «Яндекса» есть свои лаборатории ИИ, они довольно давно и глубоко занимаются прикладным применением алгоритмов машинного обучения. Кроме того, они делают часть своих проектов доступной для сообщества, что, на мой взгляд, и является самым большим вкладом в развитие ИИ у нас в стране, — размышляет Вдовиченко. — Очень приятно, что в рейтинг попали крупные университеты, что меня несколько удивило. Надеюсь, что наши вузы смогут стать двигателем в развитии алгоритмических моделей, которые найдут применение в коммерческих и государственных компаниях».

В «Яндексе» и VK отказались от комментариев, в «Сбере» и МТС на запрос Forbes не ответили.

Цифровой расклад

Объем российского рынка ИИ по итогам 2022 года составил около 635 млрд рублей, рост по сравнению с 2021 годом — 15%, оценивал ранее генеральный директор АНО «Цифровая экономика» Сергей Плуготаренко. Заместитель председателя правительства России Дмитрий Чернышенко на конференции «Цифровая индустрия промышленной России» (ЦИПР) в конце мая заявил, что в сфере искусственного интеллекта работают около 800 российских компаний, 90% из которых — перспективные стартапы.

По оценке Чернышенко, ИИ позволяет увеличить эффективность цифровой трансформации в шесть-семь раз. Он напомнил, что за последние три года российский рынок ИИ вырос почти вдвое, а процент внедрения в отдельных отраслях доходит до 20%. Согласно ожиданиям правительства, к 2025 году более половины всех отечественных предприятий будут применять решения ИИ в своей деятельности, добавил вице-премьер.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+