К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Связь с заграницей становится все слабее: почему роуминг скоро станет нишевой услугой

 Фото Edward Berthelot / Getty Images
Фото Edward Berthelot / Getty Images
По оценке TelecomDaily, за последние три квартала операторы повысили услуги на роуминг на 20%. Себестоимость роуминга для операторов выросла, по ряду направлений им приходится искать новых поставщиков, а также есть трудности с проведением оплаты роуминговым партнерам, поскольку не все банки готовы работать с Россией. Кроме того, сама услуга все больше уступает местным и туристическим сим-картам и Wi-Fi, констатируют аналитики. Это может привести к тому, что роуминг станет такой же нишевой услугой, какой был в начале 2000-х

Нарушенные цепочки

Стоимость роуминговых услуг с IV квартала 2022 года выросла в среднем на 20%, прирост разнится в зависимости от региона, оценил для Forbes генеральный директор TelecomDaily Денис Кусков. Иногда операторы просто закрывают старые опции и запускают новые — уже дороже и с другим набором услуг, говорит он.

Расходы российских операторов на международный роуминг за последние полгода выросли, рассказал Forbes генеральный директор сервиса виртуальных сим-карт для путешествий Telwel Сергей Ставропольцев. По его словам, многие цепочки проведения взаиморасчетов между странами нарушены, и операторы иногда меняют иностранных партнеров-агрегаторов трафика, тарифы которых, как правило, дороже. «Но доля роуминга в общей структуре расходов невысока, и операторы неохотно поднимают цены на него. Однако даже если не всегда выросли цены на услуги роумингового партнера, то есть определенные обязательства по минимальным объемам трафика, которые нужно выкупать», — замечает он. 

Масштабное повышение цен у операторов было во второй половине 2022 года. После начала «спецоперации»* на Украине базовые услуги зарубежного роуминга у российских операторов связи подорожали на 5–40%, стоимость опций — на 40–60%.

 

Если говорить об обычных тарифах, то тут у операторов большой простор для маневров: они продают услуги пакетом, который абонент де-факто использует не полностью, к тому же есть множество дополнительных услуг, которые можно монетизировать, поясняет аналитик Fintech Lab Сергей Вильянов. «Роуминг же абоненты обычно используют по максимуму. Услуги там жестко привязаны к единицам измерений (дни, минуты, гигабайты и т. д.), так что все изменения сразу бросаются в глаза», — поясняет эксперт. По его словам, резкое снижение доходов от роуминга во время пандемии коронавируса стало серьезным ударом по телекоммуникационному бизнесу, и восстановление выручки от этих услуг по понятным причинам идет медленно, в том числе из-за трудностей проведения платежей с роуминговыми партнерами. По оценке эксперта, не меньше 5–7% в подорожании приходится именно на трудности оплаты услуг партнеров.

Гендиректор «ТМТ Консалтинг» Константин Анкилов оценивает долю международного роуминга в выручке операторов в 2%, по его словам, этот показатель стабилен.

 

Вперед в прошлое

«Мегафон» с 30 мая повысил цены на международный роуминг на популярных направлениях: Азербайджан, Армения, Германия, Грузия, Египет, Испания, Италия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Таиланд, Турция, Узбекистан и др. Звонки стали на 10 рублей дороже — 79 рублей за минуту. Интернет стоит 7,9 рубля за каждые 100 КБ трафика, тогда как ранее стоил 6,9 рубля за 100 КБ.

Остальные операторы базовые цены на тарифы для роуминга весной и летом этого года не повышали, ограничившись коррекцией опций. Например, Tele2 22 мая отключил опции «1 ГБ в Турции и Египте», которая стоила 800 рублей на 60 дней, и «2 ГБ в Турции и Египте» за 1200 рублей на 90 дней. С 30 мая оператор перезапустил опцию «Роуминг для дела: звонки и интернет» (30 минут разговоров за 120 рублей в день), уведя ее в архив и запустив заново — за 450 рублей абоненты получат 500 МБ и 30 минут в день. МТС скрывает свои изменения: их тарифы устроены таким образом, что цена роуминга не общая для всех, а зависит от тарифного плана.

В Tele2 и «Вымпелкоме» сообщили, что не повышали роуминговые тарифы последние полгода. В МТС утверждают, что не повышали стоимость роуминговых опций за последний год. За январь — май 2023 года число пользователей роуминга МТС выросло на 34%, если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года, добавили в операторе. Себестоимость базовых роуминговых тарифов увеличилась пропорционально валютному курсу, отмечают в «Мегафоне».

 

По оценке вице-президента Российского союза туриндустрии Юрия Барзыкина, в этом году россияне стали активнее выезжать за рубеж по сравнению с прошлым. Открылись дополнительные направления для россиян, кроме того, совершенно иной по количеству и качеству прирост будет, когда откроются безвизовые турпоездки между Россией и Китаем, поясняет он. «В этом году не достигнем доковидного уровня, но прирост по отношению к 2022 году будет в размере 15–20%», — заключает Барзыкин.

Аналитик iKS-Consulting Максим Савватин скептичен по отношению к будущему роуминга как услуги. По его мнению, он превращается в нишевую услугу, как это уже было в начале 2000-х годов. «Развиваются альтернативные варианты, замещающие традиционный роуминг, такие как голосовые услуги и доступ в интернет. Разговоры все больше переходят в мессенджеры, выезжающие за рубеж используют туристические e-sim или же приобретают сим-карты местных операторов», — поясняет аналитик.

Более того, и сами операторы вводят замещающие роуминг услуги: например, VoWi-Fi, когда можно говорить в сети Wi-Fi по домашним тарифам, добавляет Савватин. «Модель потребления услуг операторов меняется, важнее становится передача данных, и тут уже роуминг конкурирует с Wi-Fi и локальными сим-картами. Поэтому будущее роуминга зависит от стоимости передачи данных. Но, безусловно, любой пакет трафика от местного оператора будет выгоднее», — заключает он.

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+