К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Зачем OceanGate отправляла людей на экскурсии к «Титанику» с риском для жизни

Фото OceanGate / Anadolu Agency via Getty Images
Фото OceanGate / Anadolu Agency via Getty Images
Вечером 22 июня в Атлантическом океане нашли обломки туристического батискафа «Титан», принадлежавшего американской компании OceanGate Expeditions. На борту был ее основатель и директор Стоктон Раш, пилот и три туриста, которые отправились с экспедицией к затонувшему «Титанику» 18 июня и пропали с радаров. Компанию ранее привлекали к суду за недостаточные меры безопасности, о рисках предупреждали и многие эксперты. Почему туристы все равно погружались на дно с риском для жизни за сотни тысяч долларов, разбирался Forbes

«Видишь опасный объект — не заплывай»

В 2022 году в подкасте с журналистами CBS основатель OceanGate Стоктон Раш признался, что всегда боялся застрять под водой на борту батискафа. «Больше всего я беспокоюсь о вещах, которые могут помешать всплыть на поверхность, — сказал он. — Препятствия, рыболовные сети, что-то, в чем можно запутаться. Но тут все понятно: видишь опасный объект — не заплывай под него. Видишь сеть — держись от нее подальше. Всего этого можно избежать, если двигаться медленно и аккуратно». 

Пока точно неизвестно, что именно стало причиной трагедии, случившейся с батискафом «Титан», но OceanGate уже сообщила, что считает всех членов экипажа погибшими. «Наш гендиректор Стоктон Раш, Шахзада Давуд и его сын Сулейман Давуд, Хэмиш Хардинг и Поль-Анри Наржоле, к сожалению, погибли», — говорится в заявлении компании.

В подкасте 2022 года, отвечая на многочисленные вопросы журналиста CBS, Стоктон Раш настаивал, что никаких сомнений в безопасности его судна нет. Тем не менее еще в 2018 году компания получила несколько предупреждений, в том числе от собственного директора по морским операциям Дэвида Локриджа. В отчете он указал, что судно нуждается в дополнительных испытаниях, и предупредил об опасности для пассажиров при достижении подводным аппаратом экстремальной глубины. Так, смотровое окно в передней части батискафа было сертифицировано только для работы на глубине до 1300 м, а батискаф совершал погружения на глубину до 4000 м. Тогда Раш не прислушался к критике и предпочел уволить усомнившегося сотрудника, а также подал на него в суд за разглашение коммерческой тайны. Тот в ответ подал в суд на компанию за несправедливое увольнение, утверждая, что разглашенная им информация имеет общественную значимость, поскольку речь идет о безопасности людей.

 

Это не единственный судебный иск, с которым пришлось столкнуться компании. В феврале этого года супружеская пара Марк и Шэрон Хейгл, которые в 2022 году были на борту корабля Джеффа Безоса Blue Origin, подали в суд на Стоктона Раша, утверждая, что он взял с них $210 258 за экскурсию к «Титанику», зная, что батискаф — тогда это был Cyclops 2 — не готов к такому путешествию.  

Еще один бывший сотрудник компании на условиях анонимности сказал CNN, что его тоже беспокоили вопросы безопасности, в частности он сомневался, что углеводородное волокно подходит для такого типа судна. Похожие сомнения высказал и режиссер фильма «Титаник» Джеймс Кэмерон. 

 

18 июня 2023 года выяснилось, что страхи и предостережения были ненапрасными: связь с батискафом пропала спустя почти два часа после погружения в 700 км от канадского острова Ньюфаундленд, его не могли найти несколько дней, пока в четверг вечером обломки судна не всплыли в районе, где более ста лет назад затонул «Титаник».

Подводные туры для желающих посмотреть на затонувшие корабли компания OceanGate начала организовывать в 2017 году, а к «Титанику» первые туристы отправились в 2021-м. Одно погружение длится восемь часов и стоит $250 000 — в два раза больше, чем каюта на «Титанике» в пересчете на современные деньги. Согласно расписанию на сайте OceanGate, на 2023 год были запланированы 13 таких экспедиций. Возможно, на эту идею Раша вдохновила жена, предки которой были жертвами катастрофы на «Титанике», затонувшем в 1912 году. 

Компания OceanGate Expeditions, основанная в 2009 году, не всегда занималась коммерческими турами, а изначально специализировалась на глубоководных исследованиях. У Раша научно-технический бэкграунд: еще в 1981 году в возрасте 19 лет он стал самым молодым в мире пилотом реактивного транспорта, а три года спустя получил научную степень в области аэрокосмической инженерии в Принстонском университете. В 1989 году он также получил степень магистра делового администрирования в Калифорнийском университете в Беркли.

 

В распоряжении OceanGate, помимо «Титана», было еще два пятиместных подводных аппарата. Первый батискаф, приобретенный компанией, мог погружаться на глубину до 300 м. В 2012 году компания ввела в эксплуатацию аппарат Cyclops 1, который погружался уже на 500 м. Он послужил прототипом для более продвинутого «Титана», изготовленного из углеродного волокна и титана, судно способно достигать глубины более 4000 м. 

«Все риски учтены»

Как отмечается на сайте компании, «Титан» — «единственный в мире» подводный аппарат из углеродного волокна, способный погрузить пять человек на такую глубину. Уникальные характеристики якобы не позволяли классифицировать аппарат в регистре Ллойда (крупнейшее классификационное общество, объединяющее судовладельцев, судостроительные фирмы, изготовителей судовых механизмов и страховые компании). «Инновации находятся за пределами уже принятой системы», — объясняли отсутствие классификации в самой компании. Сертификация инновационных проектов и идей часто имеет многолетний цикл утверждения из-за отсутствия ранее существовавших стандартов, указывали там.

По словам OceanGate, «Титан» использует систему мониторинга в режиме реального времени для контроля за состоянием аппарата во время погружения, а команда оценивает риски по 25 факторам.

Однако о том, что батискаф небезопасен, ранее предупреждала и группа из 38 членов комитета по пилотируемым подводным аппаратам американского Общества морских технологий: они написали Рашу письмо, где выразили озабоченность тем, как разрабатывался «Титан», и предупредили о риске запланированных миссий. «Экспериментальный подход компании и ее решение отказаться от стандартных методов оценки безопасности могут привести к потенциально катастрофическим проблемам», — отметили в письме эксперты. 

Помимо Раша, на затонувшем батискафе были три туриста — британский миллиардер и путешественник Хэмиш Хардинг, который в прошлом году уже летал в космос на ракете Blue Origin, пакистано-британский бизнесмен Шахзада Давуд и его 19-летний сын Сулейман, а также пилот судна, бывший военный водолаз, плававший с экспедициями к «Титанику» в 1980-е, Поль-Анри Наржоле. 

 

Американский финансист Джей Блум утверждает на своей странице в Facebook (принадлежит компании Meta, которая признана в Российской Федерации экстремистской и запрещена), что в феврале отказался от этой поездки из соображений безопасности, несмотря на то, что Стоктон Раш настойчиво приглашал его вместе с сыном, уверяя, что это «безопаснее, чем летать на вертолете или нырять с аквалангом», и даже предлагал купить билеты с баснословной скидкой —всего по $150000 с человека.  

OceanGate не скрывала от туристов экспериментальный характер экспедиции: все, кто погружался, подписывали соглашение о том, что они осознают риски, вплоть до смертельных. Как рассказал совершивший погружение к «Титанику» в 2022 году журналист CBS Дэвид Пог, ему пришлось дать расписку, что он в курсе экспериментального характера аппарата, который не был одобрен классифицирующим органом. Журналист отметил, что в OceanGate никогда не было травм, а тем более человеческих жертв. 

Пог упоминал, что на подводном аппарате есть туалет, состоящий из сумки и бутылки, мало еды, а сидеть приходится на полу, прислонившись спиной к изогнутой стене. Общее время погружения на дно океана составляет восемь часов, в его случае путешествие было прервано на глубине 11 метров из-за неисправности платформы, с которой спускается подводный аппарат. По словам сценариста анимационного сериала «Симпсоны» Майка Рейсса, который отправился в экспедицию в 2022-м, чтобы заставить судно наклониться вниз, все пассажиры собрались спереди, чтобы наклонить вверх — сзади, а компас и вовсе не работал. После спуска подводный аппарат находился примерно в 500 м от обломков «Титаника», которые экипаж искал полтора часа, на саму экскурсию оставалось 20-30 минут.

«Это довольно экстремально. Если что-то пойдет не так, выхода из положения не будет. Вы не можете позвонить в 911. Вы должны разобраться во всем самостоятельно», — рассказал WSJ 53-летний гендиректор производителя обогревателей из Детройта Джозеф Вортман, совершивший экспедицию в 2021 году. В 2022 году в экспедицию отправился также сценарист анимационного сериала «Симпсоны» Майк Рейсс, он рассказал, что подписал отказ от претензий к компании, где смерть трижды упоминается прямо на первой странице.

 

Что могло пойти не так?

Сам Раш придерживался точки зрения «волков бояться — в лес не ходить». «Если ты хочешь быть в безопасности, так не вставай с постели. Не садись в свою машину. Ничего не делай», — рассказывал он в интервью Дэвиду Погу из CBS. Еще раньше, в 2019 году, в интервью изданию Smithsonian Magazine, Раш и вовсе заявил, что коммерческие погружения даже чересчур безопасны. «В сфере коммерческих погружений ни у кого не было травм уже более 35 лет. Это просто до неприличия безопасно благодаря всем действующим в этой индустрии правилам. Но из-за этих же правил там нет ни инноваций, ни роста», — говорил он тогда. 

Издание Business Insider называло несколько возможных сценариев: в корпусе батискафа могла образоваться пробоина из-за внешнего давления, и началась течь, либо возник сбой в системе питания. Электронные системы навигации и управления также могли выйти из строя в результате короткого замыкания. Возможно, что «Титан» застрял в обломках «Титаника» на глубине 3,8 км. При этом неясно, добрался ли аппарат до дна. Стефан Уильямс, профессор морской робототехники в Сиднейском университете, чья лаборатория работает с подводными аппаратами без экипажа, заявил изданию, что из-за повреждения корпуса также мог произойти взрыв.

Этой версии придерживается и голливудский кинорежиссер Джеймс Кэмерон, совершивший 33 погружения к «Титанику». Он рассказал BBC, что сразу почувствовал неладное, как только узнал о пропаже батискафа в понедельник. «Я нутром почуял, что именно произошло. Если отказала электроника подлодки, вышла из строя ее система связи и одновременно вышел из строя транспондер слежения — подлодка пропала», — сказал он.

По словам Кэмерона, он немедленно связался со знакомыми из сообщества подводников. «Их связь была потеряна, и навигация была потеряна — я тут же сказал, что нельзя одновременно потерять связь и навигацию, если не произошло чего-то катастрофического. И первое, что пришло на ум, — это взрыв», — добавил режиссер. В интервью ABC News режиссер также сравнил происшедшее с крушением самого «Титаника», который столкнулся с айсбергом, потому что пропустил несколько предостережений об угрозе. 

 

В комментарии Forbes глава лаборатории глубоководных аппаратов Института океанологии РАН и создатель глубоководного аппарата «Мир» Анатолий Сагалевич, который также является руководителем нескольких десятков экспедиций к затонувшему лайнеру, включая погружение команды режиссера Джеймса Кэмерона для съемок подводных сцен «Титаника», заявил, что зацепиться за что-либо глубоководный аппарат не мог. «Я знаю этого пилота много лет, он совершил много погружений к «Титанику». Да и цепляться там особо не за что. Что-то произошло с аппаратом в техническом плане», — сказал он.

Позже газета The Wall Street Journal сообщила со ссылкой на чиновников, участвовавших в поисках судна, и высокопоставленного представителя ВМС, что военно-морские силы США зафиксировали звук разрушения корпуса батискафа вскоре после его погружения. Он был зафиксирован секретной гидроакустической системой, состоящей на вооружении ВМС США. Это произошло через несколько часов после погружения вблизи района, где были найдены обломки подводного аппарата.

Юристы говорят, что, несмотря на подписанные пассажирами «Титана» документы о том, что они осознают все риски, родственники погибших все равно смогут подать в суд на компанию и выиграть. Для этого адвокаты должны доказать, что до сведения пассажиров не были донесены имеющиеся риски, связанные с конструкцией судна, о которых было при этом известно компании. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+