Рост продаж софта в России компенсировал снижение экспорта в «недружественные» страны
Совокупный оборот российских софтверных компаний увеличился по итогам 2022 года на 6,7% — до 1,661 трлн рублей, следует из данных ассоциации «Руссофт». Рост зафиксирован, несмотря на резкое сокращение зарубежных продаж, которые снизились на 27% в рублевом выражении (до 544 млрд рублей) и на 21% в долларовом выражении (до $7,95 млрд), в первую очередь из-за проблем с «недружественными» странами. Продажи софтверных компаний на внутреннем рынке увеличились значительнее, чем обвалился их экспорт: выручка от работы в России поднялась на 37,1% — до 1,117 трлн рублей, говорится в исследовании «Руссофта».
Масштабная переориентация с внешних рынков на внутренний проходит в рамках всей софтверной отрасли. «Если рассматривать отдельные компании, то, как правило, значительное сокращение экспорта сопровождается таким же большим уменьшением оборота. Из 240 опрошенных «Руссофтом» софтверных компаний 11 имели по итогам 2022 года сокращение экспорта более чем на 40% при доле зарубежных продаж в выручке не менее 10%. Из этих 11 только четыре сумели увеличить оборот. Чаще у одних компаний экспорт сократился на десятки процентов или в разы, а у других — продажи на внутреннем рынке увеличились также или еще более», — делятся наблюдениями в ассоциации.
В 2022 году сокращение темпов роста совокупного оборота российских софтверных компаний произошло не только из-за проблем с экспортом на рынках «недружественных» стран, а в большей степени из-за прекращения работы в России ряда иностранных компаний и центров разработки ПО.
«После массового исхода зарубежных разработчиков и активной реализации программы импортозамещения при поддержке государства, спрос на отечественные программные продукты вырос как минимум в разы. Более того, есть все предпосылки к тому, что подобная ситуация сохранится еще на протяжении нескольких лет, — комментирует отраслевые итоги года генеральный директор IVA Technologies Станислав Иодковский. — Именно поэтому многие российские разработчики вынуждены были скорректировать свои планы по международной экспансии и буквально бросить все силы на удовлетворение спроса на внутреннем рынке».
Больше всего от изменения ситуации в 2022 году пострадали сервисные компании: их совокупная выручка снизилась на 6%, а экспортные доходы — на 32% (в рублевом выражении). У продуктовых компаний, которые основной доход получают от продажи тиражируемых решений, показатели намного лучше: хотя их экспорт просел на 29%, совокупный оборот не упал, а вырос на 16%. При этом выручка центров разработки зарубежных компаний снизилась не так значительно, как ожидалось при подведении предварительных итогов, исходя из объявлений о прекращении работы в России: оказалось, что уход растянулся у некоторых таких центров до конца 2022 года.