К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Цифровая смерть: зачем техногиганты удаляют мертвые аккаунты и кто этого боится

Фото Zuma / TASS
Фото Zuma / TASS
В середине мая владелец Twitter Илон Маск объявил, что социальная сеть будет архивировать аккаунты, которые были неактивны в течение нескольких лет. Вскоре после этого Google сообщил, что будет удалять учетные записи, в которые не заходили более двух лет. Пользователи и бизнес встревожены: для кого-то аккаунты важны как память об умерших близких, а кто-то зарабатывает на количестве подписчиков, которое неизбежно начнет падать при удалении аккаунтов. Тем не менее эксперты считают, что массовые удаления аккаунтов неизбежны

Когда Илон Маск 10 мая написал: «Мы удаляем аккаунты, в которых несколько лет не было никакой активности, так что вы можете заметить, что ряды ваших подписчиков сокращаются», он получил комментарии от людей, которые просили его не делать этого и объясняли, что для них важно иметь возможность зайти в аккаунты своих близких, которых больше нет. Многие пользователи посещают странички давно неактивных аккаунтов умерших людей, например девушка по имени Эмили Рид рассказала Associated Press, что потеряла младшую сестру 10 лет назад и часто заходила на ее страницу в Twitter, чтобы сохранить память о ней. Однако после объявления Маска этот аккаунт деактивирован: в нем нет постов, которые писала сестра Эмили, а есть только сообщение о том, что аккаунт заморожен, — такие же сообщения появляются на страницах людей, нарушивших какие-то правила пользования соцсетью.

Еще в 2019 году Twitter заявил о намерении удалить неактивные аккаунты, но прислушался к пользователям — тогда это решение отложили. Затем Маск заговорил об этом в декабре 2022-го, сообщив об удалении около 1,5 млрд аккаунтов: «Будут удалены явно заброшенные учетные записи, в которых не было твитов и входов в аккаунт на протяжении многих лет». 

Тем временем в Instagram и Facebook (принадлежат компании Meta, которая признана в России экстремистской организацией и запрещена) вопрос с аккаунтами умерших людей решили еще несколько лет назад. На странице справочного центра социальной сети говорится: «Аккаунт в памятном статусе — это место, где друзья и родственники могут вспомнить события из жизни умершего человека». У этих аккаунтов есть ряд особенностей — в них нельзя войти, они не появляются в разделе «Интересное», а в шапке профиля появляется надпись «Светлая память» или «Remembering». 

 

О смерти пользователя можно сообщить в поддержку, и, когда ее сотрудники получат подтверждение смерти (подойдет даже новостная заметка или некролог), аккаунт получит памятный статус. Запросить памятный статус может любой человек, а вот удалить аккаунт умершего может попросить только близкий родственник, и для этого потребуются более серьезные документы: свидетельство о рождении умершего, чтобы подтвердить родство, свидетельство о смерти и доказательства того, что запрашивающий является законным представителем умершего человека и распорядителем его имущества. Те же документы потребуются, чтобы увековечить страничку пользователя на LinkedIn. 

С другой стороны, в некоторых случаях Instagram может сам удалить аккаунт пользователя. Так, если другой пользователь хочет получить имя пользователя, занятое неактивным аккаунтом, об этом можно сообщить в поддержку — после изучения ситуации сотрудники решат, следует удалять учетную запись или нет. Сотрудники проверят статус учетной записи, количество сообщений, подписчиков и подписок. Они также проверят изображение профиля и отметки. Если аккаунт в итоге будет признан неактивным, его удалят, а имя пользователя освободится. 

 

Также социальная сеть может удалить аккаунт, если он неоднократно нарушал правила платформы в течение определенного времени — это правило действует с 2019 года. Автоудаление аккаунта действует в Telegram — там неактивный аккаунт удаляется через полгода простоя. Отключить эту функцию нельзя, можно лишь выбрать другой период: один, три, шесть месяцев или год. 

Почему это происходит? 

Если Twitter не объяснил причины новой политики, то Google, который сообщил о намерении удалять неактивные аккаунты 16 мая, сделал это достаточно развернуто. Компания выпустила пресс-релиз, в котором рассказала, что это решение связано с безопасностью пользователей: «Если учетная запись не использовалась в течение длительного периода времени, она, скорее всего, будет скомпрометирована. Это связано с тем, что заброшенные учетные записи часто используют старые или повторно использованные пароли, которые, возможно, были скомпрометированы, не имели двухфакторной аутентификации и получают меньше проверок безопасности». В Google также сообщили, что был проведен внутренний анализ, который показал, что в неактивных аккаунтах в десять раз реже бывает подключена двухфакторная аутентификация, чем в активных. 

С другой стороны, говорят эксперты MIT Technology Review, желание компаний удалять «мертвые» аккаунты может быть связано с затратами на хранение информации: «Хотя за последнее десятилетие затраты на хранение данных на единицу снизились примерно на 90%, объем данных ежедневно увеличивается в геометрической прогрессии». 

 

Также важным фактором являются экологические издержки на питание компьютеров, которые хранят эти данные, и риск того, что хранение данных на неопределенный срок создает большую «поверхность атаки» для киберпреступников.

При удалении учетной записи с серверов будет также удалено ее содержимое, сообщают в релизе. Это контент в Google Workspace (Gmail, Docs, Drive, Meet, Calendar) и Google Photos. При этом политика распространяется только на личные аккаунты и не влияет на учетные записи коммерческих и некоммерческих предприятий. К тому же в отличие от Twitter Google не начнет удалять аккаунты прямо сейчас, с момента уведомления пользователей о новой политике. Первые удаления начнутся только в декабре этого года. 

Euronews Next связался с Twitter, чтобы спросить, чем было вызвано решение об удалении неактивных учетных записей и как в компании относятся к тревогам пользователей. Twitter ответил эмодзи какашки.

Ольга Бобровская, директор по маркетингу платформы Gem4me, уверена, что тенденция удаления неактивных аккаунтов продолжится: «Все сервисы регулярно оптимизируют свои издержки — это неотъемлемая часть технологического развития. А крупные компании, такие как Google, в первую очередь будут об этом думать и регулярно обновлять условия использования платформы». 

Что нужно сделать, чтобы аккаунт не удалили? 

Самый надежный способ не дать заблокировать или удалить свой аккаунт — это хотя бы время от времени в него заходить. Так, сообщает Google, раз в два года можно проявить одну из следующих активностей: прочитать или отправить электронное письмо, использовать Google Drive, либо, залогинившись в свой аккаунт, посмотреть видео на YouTube, загрузить приложение в Google Play Store. 

 

Аккаунт также не будет удален, если у вас есть активная подписка, настроенная через него, не будут удаляться и видео с заброшенных аккаунтов YouTube. Чтобы обезопасить свои файлы, можно настроить резервное копирование — в этом случае перед удалением аккаунта все данные будут отправлены на резервный почтовый адрес или другой сервис. 

Аккаунт Twitter, судя по всему, можно спасти, только если авторизоваться в учетной записи. Собственная политика неактивных учетных записей Twitter гласит, что вам нужно входить в систему не реже одного раза в 30 дней, чтобы сохранить свою учетную запись активной. Длительное бездействие может привести к окончательному удалению учетной записи. Чтобы сохранить тексты постов, можно скачать их в формате ZIP-файла, но только если у вас есть доступ к учетной записи.

Цифровая Александрийская библиотека

Тамара Нис, исследователь феномена смерти в интернете, говорит в комментарии для MIT Technology Review: «Если Google последует этой политике, а другие компании ее поддержат, существует риск того, что мы коллективно потеряем целые исторические архивы вместе с богатыми личными воспоминаниями». 

Бобровская подчеркивает, что сейчас существует множество облачных сервисов, которые хранят данные за плату: «Никто не запрещает пользователям хранить свои данные в любом удобном виде. Просто об этом нужно позаботиться заранее — до того как они будут удалены. Если хранение файлов — это платная услуга, то почему должны бесплатно храниться данные, которые к тому же никем не используются?»

 

Некоторые пользователи сравнивают удаление постов неактивных аккаунтов с утратой Александрийской библиотеки. Известный программист и разработчик игр Джон Кармак, полемизируя с Маском, написал: «Некоторые могут насмехаться над этим сравнением, но если сожжение Александрийской библиотеки было трагедией, уничтожение множества свитков и книг, которые просто никто не хотел хранить, это едва ли не большая трагедия». Комментарии Кармака привлекли внимание Маска, который ответил ему, что неактивные аккаунты могут быть архивированы. Однако он не уточнил, что для этого потребуется, где они будут храниться и как можно будет получить доступ к этим заархивированным учетным записям.

Еще одна сторона проблемы с неактивными аккаунтами — и Маск затронул эту тему в своем посте — это то, что такие аккаунты часто составляют существенную долю подписчиков у некоторых блогеров. С другой стороны, в Instagram блогеры часто стремятся самостоятельно удалить из своих подписчиков неактивные аккаунты — они портят статистику и мешают настоящим людям видеть контент из-за алгоритмов сети. Спрос настолько велик, что на данный момент существуют десятки приложений, которые помогают вычислять неактивные аккаунты, а в СМИ публикуют статьи о том, как выбрать лучшее из них. 

Виктория Яценко, создательница маркетингового агентства VY Agency, считает, что боты и «мертвые» аккаунты сильно мешают работе маркетологов: «Я думаю, что реальная статистика бизнес-аккаунтов и блогеров и картина, которую мы сможем увидеть при удалении «мертвых» аккаунтов, значительно улучшит и работу диджитал-компаний, но также сможет более грамотно и четко распределить бюджеты рекламодателей». 

С ней не согласна Карина Тагирова, основатель digital-агентства InBrand Agency: «В работе социальных сетей очень важны численные показатели, конкретно — прирост пользователей и количество людей, зарегистрированных на площадке. Это их ключевой фактор для борьбы с конкурентами, и если количество пользователей резко сократится, акционеры вряд ли обрадуются». Тагирова упомянула, что чистка мертвых аккаунтов вряд ли поможет бизнесу: по ее опыту, удаление неактивных аккаунтов из подписчиков не приносит настолько заметного результата, как думают некоторые блогеры.

 

Даня Шеповалов, IT-эксперт и бывший глава пресс-службы Rutube, считает, что удаление неактивных аккаунтов — это положительный шаг: «Удаление аккаунта из публичного доступа дает возможность снизить издержки, убрать его из поиска, горячих баз данных. При этом далеко не факт, что данные будут физически полностью удаляться с серверов — все же любые данные, связанные с людьми, слишком ценны». 

При этом некоторые пользователи считают аккаунты в социальных сетях настоящим имуществом. В 2020 году пара блогеров делила свой аккаунт в Instagram через суд, хотя в настоящий момент вопрос о правовой природе страницы в социальной сети не разрешен ни в России, ни в европейских странах. «С другой стороны, — говорит  руководитель направления «Разрешение It&Ip споров» юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Ярослав Шицле, — на сегодня страницы значительного числа пользователей содержат объекты авторского права — изображения, тексты, аудиовизуальные произведения. Передача прав доступа к аккаунту нередко становится предметом договора между пользователем и третьим лицом. По этой причине в случае, если пользовательским соглашением должным образом не регламентирован вопрос порядка удаления аккаунта, подобные действия со стороны площадки могут рассматриваться как нарушение исключительных прав правообладателя». 

Бобровская обращает внимание на то, что пользователи сами соглашаются с правилами подобных сервисов, в которых мелким шрифтом изначально может быть написано, что площадка не гарантирует вечное хранение данных.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+