К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Бонус для автопрома: нужны ли российские автомобили в такси и каршеринге

Автомобиль «Москвич-3е» (Фото Сергея Карпухина / ТАСС)
Автомобиль «Москвич-3е» (Фото Сергея Карпухина / ТАСС)
Правительство до 1 августа рассмотрит вопрос об использовании в такси и каршеринге автомобилей российского производства. Такое поручение кабмину дал Владимир Путин. Forbes спросил участников рынка и экспертов, что они думают об этой инициативе

«В отрыве от реальности»

Правительство подготовит доклад по вопросу о разработке и применении требований к локализации производства автомобилей, используемых в сервисах такси и каршеринга, «с учетом возможных объемов их производства российской автомобильной промышленностью» и при необходимости обеспечит «внесение соответствующих изменений в законодательство». Соответствующее поручение президент Владимир Путин дал по итогам заседания президиума Госсовета 6 июня. Доклад правительство должно подготовить до 1 августа.

Власти уже обращали внимание на то, чтобы таксопарки поддерживали отечественных автопроизводителей, закупая их продукцию. Так, в декабре 2022 года с таким заявлением выступила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. Она также добавила, что поддерживает поправку, которая позволила бы правительству устанавливать требования по уровню локализации на территории России производства автомобилей, которые используются в качестве такси. Однако эта инициатива не была включена в итоговую версию закона о регулировании работы такси. Возможно, в правительстве после поручения президента вернутся к этому предложению.

«Проблема подобных инициатив та же, что и в новом законе о такси, — полный отрыв от реальности, кому предъявить такое требование? — категоричен представитель такси «Максим» Павел Стенников. — На рынке таксомоторных перевозок крупные автопарки еще существуют только в Москве, причем во многом благодаря субсидиям на обновление. Они, предположим, смогут выполнить требование. Но в регионах нет ни субсидий на обновление, ни крупных таксопарков. До 95% перевозок выполняют фактически самозанятые граждане на личных автомобилях. Многие в принципе не имеют возможности обновить автомобили из-за завышенных цен. Предъявить им такое требование означает прекратить их деятельность. А других перевозчиков в регионах нет и не будет по экономическим причинам».

 

Из отечественных автомобилей в столичных автопарках сейчас есть «китайский» «Москвич», рассказывает гендиректор одного из московских таксопарков, пожелавший остаться неназванным. При этом уровень комфорта не дает массово использовать его в каршеринге, а в такси его использование рискованно в силу низкого уровня надежности, считает он. По словам источника Forbes, для использования в такси необходимы надежные и ремонтопригодные автомобили с атмосферным двигателем и классической шестиступенчатой коробкой-автоматом.

Выедем на субсидиях

Впрочем, не все игроки и эксперты склонны драматизировать ситуацию. В любой стране мира и такси, и каршеринг являются самыми крупными потребителями новых легковых авто, рассуждает руководитель центра компетенций Международного евразийского форума «Такси» Станислав Швагерус. Но 60% от общего количества легковых такси в России — это и так продукция «Автоваза» (в регионах уж точно подавляющее большинство машин), а оставшаяся часть — это локализованные и произведенные в России до ухода зарубежных автогигантов марки, продолжает он: «При этом, по экспертным подсчетам, если в стране 400 000 легковых такси работают официально (а автомашина в такси в среднем работает два-три года), то потребность рынка такси и каршеринга составляет 150 000 новых автомобилей в год, и это минимум. Такого количества у нас заводы не выпускают».

 

Во-вторых, чьи-то опасения, что таксисты будут использовать иностранные авто, произведенные не в России, не имеют под собой оснований, поскольку иностранные авто, которые ввозятся по параллельному импорту, в два раза дороже, чем российские, рассуждает Швагерус: «Это просто нерентабельно для использования в такси, в каршеринге же это единичные случаи. Поэтому поручение президента подумать о мерах для автопроизводителей, чтобы российские такси и каршеринги использовали автомобили российского производства с высокой степенью локализации, логично».

В BelkaCar указывают на то, что сейчас рано говорить о том, как это скажется на сервисах такси и каршеринга, «нужно описание проекта и условия, при которых он будет реализован». «Чтобы отрасль смогла реализовать это поручение, необходимо в первую очередь доработать программу субсидирования и лизинга автомобилей. Сейчас мы можем сказать, что основной объем выводимых машин в каршеринге производится и собирается локально, так было и ранее. Например, автомобили Volkswagen в 2015-2022 годах, автомобили Haval Jolion, «Москвич» сейчас», — перечисляют в BelkaCar.

Кроме того, управляющий директор «Ситимобила» и «Таксовичкоф» Дмитрий Коваленко заявил Forbes, что сервис «Ситимобиле» в рамках программы «Ситипарк» готов поддерживать эту инициативу правительства и уже активно сотрудничает с заводом «Москвич». «Главное, чтобы отечественный производитель автомобилей смог обеспечить необходимые объемы выпуска авто без существенного подъема цен. Также хотелось бы, чтобы правительство более пристально рассмотрело вопросы, связанные с экономикой такси, и предложило субсидирование таксопаркам, — продолжает Коваленко. — Это позволило бы устраивать регулярные проверки технического состояния автопарков и своевременно обновлять состоящие в них авто».

 

К слову, в Москве механизм субсидирования для компаний такси части затрат при покупке автомобилей действует с 2012 года. «Всего за 11 лет они получили 1,8 млрд рублей и приобрели за это время больше 70 000 автомобилей, — рассказывал в марте 2023 года заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов. — С 2018 года субсидии получают и сервисы каршеринга — за пять лет выдано 950 млн рублей и закуплено 39 000 новых машин. В этом году правительство Москвы выделило на развитие сервисов 450 млн рублей». 

Станислав Швагерус приводит в пример немецкое такси: «Там основная марка — Mercedes, потому что у компании давно действует программа, ей больше 50 лет, по которой они выпускают модель специально для такси, и она дешевле, чем ее гражданский аналог, но продается только для участников рынка такси». Он также призывает посмотреть на уже складывающуюся российскую практику: так, завод «Москвич», по словам эксперта, изначально позиционировал, что его продукция пойдет на московский рынок такси и каршеринга. «И мы это действительно видим. Для этих целей сейчас фактически будет скупаться вся продукция завода. Кроме того, недавно стало известно, что ГАЗ с помощью некоего технологического партнера в 2024 году возобновит выпуск «Волги». Все мы помним, что «Волга» — это и есть такси, и это будет пользоваться спросом», — заключает Швагерус.

В «Делимобиле», «Яндекс Такси» и «Яндекс Драйве» отказались от комментариев, в «Ситидрайве» не ответили на запрос Forbes.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+