«Аэрофлот» вложит более 10 млрд рублей в импортозамещение зарубежного софта
Переход на российское программное обеспечение обойдется «Аэрофлоту» в 10 млрд рублей, сообщил представитель авиакомпании на форуме ЦИПР. По его словам, импортозамещение зарубежного софта и «цифровая трансформация» группы финансируются за счет собственных средств авиакомпании
«Аэрофлот» готов вложить более 10 млрд рублей в импортозамещение зарубежного программного обеспечения (ПО). Об этом сообщают «Ведомости» со ссылкой на выступление замгендиректора авиакомпании Антона Мацкевича в Нижнем Новгороде на форуме «Цифровая индустрия промышленной России» (ЦИПР).
По словам Антона Мацкевича, 10 млрд рублей вложений — это финансирование четырех проектов:
- переход с американской системы бронирования Sabre на российскую «Леонардо» (разработчики — «Сирена трэвел» и «Ростех», завершен в конце 2022 году);
- замена ПО швейцарской компании SITA на планшетах экипажа для обслуживания пассажиров во время полета — на смену разработчику из Европы придет решение на российских планшетах с мобильной операционной системой «Аврора» «Ростелекома»;
- российская авиационная сервисная платформа — защищенная сеть передачи данных между авиакомпаниями и аэропортами, доступ к которой ранее предоставлялся зарубежным разработчиком;
- система предиктивной аналитики состояния воздушных судов (ВС) для техобслуживания и ремонта, проекты будет реализовывать совместно с «Ростехом».
Сумма заказов на ПО для «Аэрофлота», указанная в презентации к выступлению на форуме премьер-министра Михаила Мишустина, немногим ниже — 9,9 млрд рублей. Затраты на замену софта для авиаперевозчика могут быть и большими: представитель Минцифры сообщил о пяти особо значимых проектах «Аэрофлота» на 18,2 млрд рублей — их утвердил президиум правительственной комиссии по цифровому развитию. Представитель «Аэрофлота» сказал газете, что импортозамещение зарубежного ПО и «цифровая трансформация» группы финансируются за счет собственных средств авиакомпании. В 2025 году компания намерена полностью отказаться от всех крупных иностранных систем: «не только ПО, но и радиоэлектронной продукции», сказал собеседник газеты.
Контракт с «Сиреной трэвел» на сопровождение системы бронирования заключался на пять лет. Сейчас, по словам Мацкевича, авиакомпания и разработчик дорабатывают функционал системы «в соответствии с планом на 2023–2024 годы». Система поддержания летной годности, техобслуживания и ремонта самолетов, по словам представителя «Аэрофлота», обойдется в 835 млн рублей и разрабатывается с ООО «Инженерный центр информационно-аналитических систем». Завершить ее внедрение планируется во втором квартале 2025 года. SITA поставила «Аэрофлоту» первые планшеты CrewTablet (на базе iPad Mini) со своим ПО в конце 2014 года, разработчик уходит из России с 1 июля 2023 года. По словам топ-менеджера «Аэрофлота», новая программа будет запущена в тестовом режиме «ориентировочно в первом квартале 2024 года».
Представитель «Ростеха» рассказал, что российская система «Леонардо» обеспечивает перевозчикам «весь необходимый функционал»: набор решений системы построен по стандартам Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA). По его словам, госкорпорация сейчас ведет переговоры и подготовку к внедрению этой системы в авиакомпаниях Белоруссии, Сирии, Ирана, Боливии, Индонезии. Представитель «Ростелекома» отказался от комментариев. Собеседник, близкий к одному из разработчиков авиационных IT-решений, рассказал, что дороже всего «Аэрофлоту» обошелся переход с Sabre на «Леонардо».
Российские разработчики, по данным источника, предоставили программные продукты «с частично урезанным функционалом». По его словам, «Леонардо» и ORS PSS, на которую перешла S7, могут закрыть базовые потребности авиакомпаний, но не полностью заменить иностранное ПО. В системе бронирования ORS PSS нет управления доходами, привел пример собеседник. Представитель ORS (разработчик системы) сказал, что компания «собрала требования ключевых российских перевозчиков» и приступила к разработке собственной системы управления доходами. Ее, по словам представителя разработчика, планируется внедрить в 2024 году. Собеседник, близкий к другому разработчику ПО, отметил, что «системы бронирования и передачи данных даже близко не могут столько стоить».
«Аэрофлот» не просто покупает готовые IT-продукты, но и активно участвует в доработке их функционала, сказал исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев. Гендиректор Friendly Avia Support Александр Ланецкий добавил, что у «Аэрофлота» есть тактическая задача заменить иностранное ПО, но нет долгосрочной программы развития этого направления. По словам эксперта, похоже, что руководство авиакомпании рассчитывает через несколько лет возобновить работу с иностранными поставщиками ПО.