К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Минцифры предлагает вернуться к разработке кодекса для телекома

Фото Andrey Rudakov / Bloomberg via Getty Images
Фото Andrey Rudakov / Bloomberg via Getty Images
В Минцифры, похоже, решили вдохнуть новую жизнь в идею разработки Инфокоммуникационного кодекса (Инфокодекс). Единый документ, создание которого заморозили еще в 2018 году, призван устранить пробелы и коллизии текущего законодательства в сфере связи и IT, не отвечающего развитию технологий, систематизировать и обновить его согласно нынешним реалиям. Ревизия правовых норм, которые принимались еще в 2000-х, помогла бы устранить их дублирование и ввести под регулирование новых субъектов, таких как владельцы рекомендательных сервисов, блогеры, хостинг-провайдеры, но для этого нужны огромные организационные и финансовые усилия, полагают эксперты

Ассорти законов

«Стратегия развития отрасли связи в РФ до 2035 года», с предварительной версией которой ознакомился Forbes, предлагает разработать Инфокодекс, который станет «системообразующим актом законодательства в отрасли связи и правовой основой для взаимодействия» ее участников. Рост проникновения интернета, массовая востребованность услуг по передаче данных, развитие информационных онлайн-сервисов привели к повышенному вниманию государства к этой сфере, говорится в «Стратегии».

Сейчас сфера связи и IT регулируется разрозненными актами. Среди них — законы «Об информации», «О СМИ», «О персональных данных», «О естественных монополиях», «О безопасности критической информационной инфраструктуры» и другие документы. Авторы «Стратегии» выделяют целый ряд характерных для госрегулирования проблем. В частности, большое число документов ведет к запутанности и низкому качеству юридической техники, их бессистемному и непредсказуемому изменению, а их несвоевременное принятие влияет на развитие отрасли и внедрение новейших технологий. В качестве примера приводится вопрос выделения наиболее приемлемых полос радиочастот для развертывания современных сетей связи.

Растут и контрольно-надзорные функции отраслевых регуляторов. Так, по сравнению с 2012 годом количество функций Роскомнадзора увеличилось в три раза и сейчас включает в себя 197 полномочий. Вызывает опасение экспертов и тенденция передачи регулирующих функций подведомственным организациям и далее по цепочке — их подрядчикам. Кроме того, на операторов возлагаются обязанности по регулированию смежных отраслей, которые лежат вне сферы их деятельности. Речь, например, о блокировках в интернете, механизмы которых доказали свою «низкую эффективность, избирательность и большое число побочных негативных последствий для пользователей».

 

«Оптимальный вариант»

Как пишут авторы «Стратегии», непрерывное развитие технологий становится причиной частых изменений законодательства. Платформы обмена информацией и распространения контента из-за массового распространения интернета и мобильных устройств становятся новой конкурентной средой, которой просто не было, когда формировалась действующая нормативная база. К примеру, телекоммуникационную отрасль регулируют законы, которые приняли еще в 2003-2006 годах.

Поэтому, делают вывод авторы документа, необходимо модернизировать законодательство в области связи, адаптировать его к реалиям, сформулировать и закрепить новые нормы. Для этого нужен единообразный понятийный аппарат, устранить пробелы, коллизии, повторения и административные барьеры. Оптимальным вариантом для этого станет Инфокоммуникационный кодекс, следует из текста «Стратегии».

 

«Стратегия развития отрасли связи в РФ до 2035 года» разрабатывается по поручению Владимира Путина. «Документ еще разрабатывается, поэтому в текст в настоящий момент вносятся корректировки», — заявляли ранее Forbes в Минцифры. В июне проект стратегии будет вынесен на защиту перед премьер-министром и после отработки возможных замечаний представлен президенту, заключили в министерстве.

Продукт из морозилки

Идея сформулировать единый документ для телекоммуникационной отрасли не новая. Впервые о необходимости принятия Инфокодекса в России заговорили еще весной 2009 года: тогда МТС предложил Минкомсвязи при содействии Ассоциации документальной электросвязи (АДЭ) разработать документ, который заменит существующие акты, регулирующие инфокоммуникационный рынок, в том числе и ФЗ «О связи». Однако в конце 2009 года вице-президент МТС по корпоративным и правовым вопросам Руслан Ибрагимов признался, что кодификация законодательства в их отрасли может произойти не раньше, чем через пять-шесть лет.

Лишь в 2018 году Медиакоммуникационный союз (МКС, в числе его участников — крупнейшие медиахолдинги России и операторы связи) начал подготовку нового кодекса, который должен был регулировать сферу IT и связи. Но процесс был заморожен, заявил в сентябре 2018 года Алексей Волин, тогда замглавы Минкомсвязи: «Главный разработчик кодекса в виде руководителя МКС сменил свою тему деятельности и сейчас в Минкультуры занимается вопросами кино, театра и цирков».

 

Вопрос Forbes, планирует ли сейчас Союз участвовать в разработке Инфокодекса, в МКС комментировать не стали. В Минцифры и Tele2 не ответили на запрос, в «Ростелекоме», «Вымпелкоме», МТС, «МегаФоне» отказались от комментариев.

«Правильно, но нереализуемо»

Идея кодекса периодически возникает уже несколько лет, замечает юрист, преподаватель образовательной платформы Moscow Digital School Борис Едидин. Границы деятельности операторов, медиа- и IT-компаний, по его словам, все сильнее размываются, и необходимость обеспечения комплаенса по нескольким законодательным актам создает дополнительные издержки. В качестве примера такой противоречивости он приводит ранее существовавшую обязанность операторов соблюдать требования СОРМ и одновременно хранить информацию о сообщениях, передаваемых через интернет (в рамках мер поддержки индустрии обязанность недавно отменили).

Ревизия правовых норм позволит устранить дублирование и, возможно, «осовременить» некоторые подходы, размышляет Едидин. Например, законодательство о персональных данных разрабатывалось, когда понятие «большие данные» только появлялось в научной среде, говорит он: «Другая проблема — определение справедливого места операторов, которые фактически стали инфраструктурными, сервисными компаниями для мира интернет-технологий».

Директор по стратегическим проектам Института исследований интернета Ирина Левова называет идею создания Инфокодекса «правильной, но нереализуемой». «Чтобы провести такую работу, нужны огромные ресурсы, постоянно контролируемое поручение первых лиц, колоссальные усилия и в организационной части и нормативной, — рассуждает она. — Пока этого не будет, не будет никакого кодекса, будет такое же запутанное регулирование, как сейчас». Бюджет такой разработки Левова оценивает в сумму около $1,5 млн.

По мнению Бориса Едидина, кодекс мог бы упорядочить процедуры взаимодействия как между отраслями, так и между государством и предпринимателями. «Могут быть уточнены правила деятельности зарубежных компаний, условия доступа на российский рынок, процедуры применения санкций к нарушителям, включая расширение мер и инструментов воздействия, — перечисляет он. — Кроме того, под законодательное регулирование могут попасть и новые субъекты, например владельцы рекомендательных сервисов, блогеры, хостинг-провайдеры и другие».

 

Издержки участников отрасли связаны скорее не с «лоскутностью» законодательства, а с большим количеством возложенных обязательств, например, по хранению информации в течение определенного времени, определению средств для хранения и передачи и т. д., считает член Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России Александра Орехович. «В этом смысле принятие Инфокодекса не сможет привести к сокращению этих обязательств, а лишь к их четкой систематизации, но, по сути, к дублированию», — считает она. При этом Кодекс, по ее мнению, помог бы гармонизировать ряд положений, например решить вопрос, связанный с обладателями информации и операторами информационных систем: кто в какой мере определяет возможности и пределы использования тех или иных сведений. «Сейчас, действительно, в силу «лоскутности» правового регулирования в этой сфере все приходится решать каждый раз case by case», — заключает Орехович.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+