Внимание на экран: почему спрос на мониторы в России вырос на треть
Склады не пустуют
Продажи компьютерных мониторов в России в I квартале года выросли на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, рассказали в «F+ tech-Марвел». Всего за январь-март 2023 года было реализовано 909 326 мониторов на 13,7 млрд рублей. При этом за I квартал 2022 года было продано 699 006 мониторов на 12,1 млрд рублей.
В «М.Видео-Эльдорадо» согласны с данными «F+ tech-Марвел»: тренд на удаленную или гибридную работу сохраняется, необходимость в дополнительном экране остается, отмечают в компании. При этом около трети рынка в штучном эквиваленте занимают игровые мониторы, добавляют в компании.
«Чрезвычайно сильно» выросли продажи мониторов дешевле 11 000 рублей — этот сегмент за год увеличился с 21,9% до 40,2% от всех проданных мониторов, указывает бизнес-аналитик ГК «F+ tech-Марвел» Артур Махлаюк. По его словам, в 2021 и 2022 годах наблюдался серьезный глобальный дефицит мониторов, вызванный пандемией и связанными с ней проблемами с логистикой. Впоследствии производство мониторов наладилось, возможности поставок существенно улучшились, добавляет Махлаюк: «В III квартале 2022 года поставки по параллельному импорту вошли в норму, и с их учетом наблюдается если не затоваренность, то, по крайней мере, отсутствие дефицита. Кроме того, появилось больше бюджетных решений и новых для России вендоров».
При этом если продажи мониторов растут, то ноутбуков в России в I квартале реализовано в штуках меньше почти на четверть, персональных компьютеров — на 6% год к году, сообщали ранее ретейлеры. В денежном выражении оба сегмента просели более чем на 30%. Участники рынка связывали такое снижение с ростом доли российских и китайских брендов, которые дешевле.
Тайвань захватывает рынок
По данным «F+ tech-Марвел», среди вендоров в продажах мониторов за I квартал 2023 года лидирует тайваньская AOC с долей 15%, на втором месте обосновалась также тайваньская MSI с 13,2%, на третьем — нидерландская Philips с 12,4%. На пятой позиции еще один тайваньский производитель, Acer, с долей в 10,2%.
В I квартале 2022 года лидером также был AOC с 11,3%, но при этом заметные доли занимали южнокорейская LG (10,7%) и американская Dell (10,6%), которые объявили об уходе с российского рынка весной 2022 года. Компания Samsung, которая также ушла из России, за последний год снизила свою долю с 10,4% до 6,3%, следует из данных «F+ tech-Марвел». Доля почти всех брендов, покинувших российский рынок, снизилась «очень сильно», указывает Артур Махлаюк.
Признанные ранее лидеры этого сегмента, такие как Samsung, HP, Dell и LG, в большинстве своем потеряли свои позиции на российском рынке, это связано в том числе с прекращением активных маркетинговых программ с их стороны, отмечает продакт-менеджер направления компьютерной техники diHouse Игорь Цесарский. Выпавшие объемы, по его словам, быстро заполнились другими производителями, появились новые бренды. В результате рынок стал более конкурентным, ценообразование — более привлекательным для пользователей, а фокус продаж резко сместился в сторону онлайна и маркетплейсов, говорит Цесарский.
Продажи ушли в онлайн
Представители маркетплейсов подтверждают рост продаж мониторов. Так, спрос на мониторы для компьютеров на Ozon в I квартале 2023 года вырос в 2,7 раза, если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года, рассказали в компании. Продажи мониторов на Wildberries в I квартале 2023 года на 181% больше, чем годом ранее. В основном потребительский интерес сфокусирован на продукции от азиатских брендов, добавляют в компании. Абсолютные показатели маркетплейсы не раскрывают.
Активнее всего на Ozon в I квартале этого года продавались мониторы Sanc, продажи производителя выросли на 75% по сравнению с IV кварталом 2022 года. На втором месте по спросу на Ozon — китайский Xiaomi: продажи мониторов этого бренда удвоились (+110%) по сравнению с IV кварталом 2022 года. Тройку лидеров замыкает пионер рынка — гонконгская Digma (+6% к IV кварталу 2022). В десятку востребованных брендов на маркетплейсе вошли также Samsung, AOC, Compit, Acer, Philips, Gigabyte и Teefy, рассказали в Ozon.
За 2022 год продажи электроники через маркетплейсы в штучном выражении выросли на 49%, а в денежном — на 52%, рассказывает Артур Махлаюк. По его мнению, это может быть вызвано общим повышением доверия к этим площадкам в плане покупки техники. «Изменяется структура продаж ориентированных на корпоративный сегмент мониторов — компании в меньшей степени закупают товары в конце года, больше распределяя закупочный процесс на весь год. К тому же свою роль, скорее всего, сыграли хорошие ценовые предложения после Нового года», — добавляет он.
Преимущество стали получать те производители, которые и ранее ориентировались на продажи в онлайне, отмечает Игорь Цесарский. Новые бренды, приходящие на наш рынок, также начинают работу главным образом в онлайне, на маркетплейсах в частности, что способствует росту этого канала продаж, добавляет он.
В Xiaomi, Samsung, LG, HP не ответили на запрос Forbes. В Acer отказались от комментариев. С AOC, MSI, Philips, Dell не удалось связаться.