Роскомнадзор связал рекомендательные сервисы с политическим разделением общества
Развитие рекомендательных сервисов без регулирования может привести к политической поляризации общества, распространению фейков и «риторик ненависти», считает подведомственная Роскомнадзору структура. По ее мнению, любой искусственный интеллект часто отдает предпочтение «спорной, разжигающей вражду и недостоверной информации»
Бесконтрольное развитие рекомендательных сервисов может привести к разделению общества по политическим взглядам, распространению фейковых новостей и «риторик ненависти», считает подведомственное учреждение Роскомнадзора — ФГУП «Главный радиочастотный центр» (ГРЧЦ). Об этом сообщили «Ведомости» со ссылкой на аналитическую справку, которую подготовил ГРЧЦ.
В основе рекомендательных сервисов лежит использование искусственного интеллекта, который предлагает пользователям контент, который может им понравиться. Для работы алгоритм использует доступные данные о человеке и учитывает его предыдущие действия. Однако искусственный интеллект при распространении контента часто отдает предпочтение «спорной, разжигающей вражду и недостоверной информации», потому что она привлекает больше внимания пользователей и сильнее вовлекает их во взаимодействие с платформой, отметил ГРЧЦ. В своей справке он привел статистику Facebook — соцсети, которая принадлежит Meta, признанной в России экстремистской организацией, ее деятельность запрещена. По этой статистике, 64% новых подписчиков экстремистских групп пришли в них через рекомендации, передают «Ведомости».
Кроме того, алгоритмы способствуют «созданию эхо-камер» (их еще можно назвать пузырями) вокруг людей: рекомендательная система предлагает контент других пользователей на основании схожести взглядов и интересов, и человек оказывается огражден от информации другого типа или от критической информации в отношении собственных взглядов, отметил ГРЧЦ.
Эти причины оправдывают принятие закона о регулировании таких сервисов, считает подведомственная структура Роскомнадзора. Это нужно для «защиты потребителей от непрозрачных алгоритмов отбора контента, способных искажать реальное положение дел и приводить к пугающим последствиям, вплоть до реального нанесения вреда здоровью и психике человека», считает ГРЧЦ. Регулирование должно включать в себя возможность независимого аудита используемых алгоритмов, а пользователь должен дать согласие на обработку данных и иметь право его отозвать, добавил центр.
Рекомендательные сервисы используют все основные социальные сети: Instagram (тоже принадлежит запрещенной Meta), Twitter, Facebook, а также YouTube и китайский TikTok. Instagram, например, позволяет переключаться между рекомендательной и обычной хронологической лентой и отказываться на 30 дней от рекомендованных публикаций, но в любом случае показывает рекламу.