К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Хороший, плохой, мертвый: умерла ли метавселенная, не успев родиться, и кто ее убил

Аватар Марка Цукерберга (Фото Michael Nagle / Bloomberg via Getty Images)
Аватар Марка Цукерберга (Фото Michael Nagle / Bloomberg via Getty Images)
Кажется, совсем недавно метавселенные были самой горячей темой для венчурных инвесторов, техногигантов и деловых СМИ. Им прочили огромное будущее, на основе прогнозов, связанных с ними, описывали грядущую трансформацию медиа, индустрии развлечений и жизни людей. Не прошло и двух лет, как в тех же деловых СМИ публикуют некрологи на смерть метавселенных, сотрудников, которые занимались их разработкой, увольняют тысячами, а инвесторы с трудом пытаются сохранять самообладание. Что произошло, кто виноват и есть ли шанс на то, что концепция метавселенной выживет?

Что такое метавселенная

Метавселенные должны были стать будущим интернета — по крайней мере, в таком ключе писали о них ведущие деловые СМИ еще совсем недавно. В 2021 году Марк Цукерберг заявлял, что метавселенная будет представлять собой «такой интернет, который пользователь может проживать изнутри, а не просто смотреть на него извне». Два года спустя Meta (признана в России экстремистской организацией и запрещена) переориентируется на искусственный интеллект, а деловые СМИ спешат похоронить метавселенные, которые и родиться-то не вполне успели. 

Метавселенной принято называть виртуальный мир, в котором пользователи живут, работают, обучаются и общаются, делают покупки, не выходя из своих физических домов в физической реальности. Люди в метавселенной представлены цифровыми аватарами, которые перемещаются между локациями и другими пользователями. Но, несмотря на огромное количество объяснений, что это такое и как должно — и будет — работать, воплотить все эти идеи в приемлемом качестве пока никто не смог. Например, в метавселенной Цукерберга до сих пор довольно посредственная графика, а у аватаров отсутствуют ноги. 

Платформу Microsoft Mesh использовали во время Всемирного экономического форума. (Фото Accenture)

Поэтому сейчас многие компании, говоря о метавселенной, на самом деле имеют в виду всего лишь несколько улучшенную онлайн-среду. Это могут быть интерактивные карты с коммуникациями в играх, например в Fortnite, или виртуальные рабочие места, как в Microsoft Mesh — эту платформу использовали во время Всемирного экономического форума. 

 

Так как метавселенной в ее классическом понимании до сих пор не существует, есть некоторые разногласия на тему того, как она должна функционировать. Однако в целом метавселенная — это цифровая экосистема, существующая за счет различных 3D-технологий, ПО для совместной работы в режиме реального времени и децентрализованных финансовых инструментов на основе блокчейна. Лорен Любецки, старший менеджер Bain & Company, выступая на сессии по метавселенной на саммите Массачусетского технологического института в 2022 году, обозначила три возможных сценария развития метавселенных: 

  • они останутся областью нишевых приложений, используемых потребителями для развлечений и игр; 
  • станут крупными конкурирующими экосистемами, например метамирами Apple и Android; 
  • или действительно превратятся в динамичное, открытое и объединенное пространство.

Однако сейчас эти сценарии не совсем возможны, говорит Олег Журавлев, PhD в квантовой физике, генеральный директор компании по созданию уникальных технологий для нефтегазовой отрасли «ВОРМХОЛС Внедрение»: «Технологически мы пока не готовы для перемещения даже части населения в виртуальное пространство. Но подготовка к этому идет, решающими моментами должны стать интерфейс взаимодействия человека и компьютера через вживление чипа в мозг, а также увеличение скорости обмена данными и пропускных возможностей для объема этих данных». 

 

Как собирались зарабатывать на метавселенных 

Помимо Meta, собственное ПО, связанное с метавселенными, есть у Epic Games и Microsoft. Компания Epic Games, разработчик популярного онлайн-шутера Fortnite примерно с 350 млн пользователей и игрового ПО Unreal Engine, планировала создать метавселенную после раунда финансирования в размере $2 млрд в 2022 году. Видение метавселенной Epic Games отличается тем, что она хочет предоставить пользователям общее пространство для взаимодействия друг с другом.

Microsoft тоже создает метавселенную в Microsoft Teams. Новый сервис позволяет пользователям Teams, находящимся в разных географических пространствах, участвовать в совместных мероприятиях в формате голографических виртуальных встреч. 

Планы по созданию метавселенных были у сети супермаркетов Walmart, которая собиралась продавать различные виртуальные товары, включая электронику, бытовую технику, одежду, товары для дома, игрушки и средства личной гигиены. Disney планировал создать виртуальный парк аттракционов в метавселенной, а учебные заведения в Южной Корее и Японии прямо сейчас экспериментируют с VR-приложениями и активно инвестируют в разработку виртуальных учебных пространств.

 
Виртуальные учебные пространства. (Фото Neues Projekt)

Кроме того, уже сейчас популярные блогеры и другие знаменитости монетизируют свои бренды еще и в собственных — иногда пока только планирующихся — метавселенных, продавая там виртуальные «участки». Рэпер Snoop Dogg продавал «участки» в своей Snoopverse за $450 000 и больше. В прошлом году СМИ писали о том, что цифровая «земля» может стать новым витком инвестиций в недвижимость, и называли ее «высокорисковым криптоактивом», призывая быть осторожнее с такими вложениями. В России блогер Ян Сташевский занимается разработкой собственной метавселенной под названием Deversee и тоже уже начал продавать «участки».

Некролог для метавселенной

Однако в мире метавселенных не все так просто. Reality Labs, команда Meta, которой поручено разработать технологию виртуальной и дополненной реальности, теряет деньги уже в течение нескольких месяцев. Согласно отчету Meta за I квартал 2023 года, Reality Labs потеряла за этот период почти $4 млрд. 

Однако многие из тех, кто вложился в метавселенные, все еще сохраняют оптимизм. Управляющий партнер группы Veta Илья Жарский говорит, что, хотя на разработку метавселенной уже потрачено около $36 млрд, инвесторы не теряют надежды: «Инвесторы Цукерберга, судя по всему, пока готовы терпеть и ждут. Их переживания смягчает то, что соцсеть-то функционировать продолжает. C начала года акции Meta выросли в цене почти в два раза, с $124 до $237».

Журнал Business Insider тем временем уже опубликовал некролог на безвременную кончину метавселенной, в котором назвал Марка Цукерберга «Дон Кихотом, который сжег десятки миллиардов долларов и повел за собой людей, одержимый идеей, которая умерла, не родившись». Паоло Пескаторе, аналитик PP Foresight, сказал Business Insider, что «на данный момент спроса на метавселенные действительно нет», особенно во время «кризиса стоимости жизни».

По данным агрегатора DappRadar, сейчас в онлайн-пространства метавселенных Decentraland и The Sandbox  заходит меньше 1000 человек в день, а сами платформы оцениваются на уровне $1 млрд. Coindesk озаглавил заметку с этими данными «В метавселенной одиноко». Сами компании при этом в интервью с изданием отмечают, что эти цифры не вполне точны, так как отражают только «активных пользователей», совершающих транзакции со смартконтрактами, а не всех, кто просто заходит для взаимодействия с другими пользователями. Но и там цифры не на порядок больше — компании говорят о 6000-8000 пользователей в день.  

По данным Wall Street Journal, в метавселенной Цукерберга только около 9% созданных пользователями миров посетили более 50 игроков (остальные — меньше), а The Verge пишет, что флагманская метавселенная Meta настолько плохо работает, что даже сотрудники компании ее избегают. 

 

Microsoft закрыла свою платформу виртуального рабочего пространства AltSpaceVR в январе 2023 года, уволила 100 членов команды  промышленной метавселенной и существенно сократила команду HoloLens. Disney закрыл свое подразделение Metaverse в марте, а Walmart последовал этому примеру в апреле, прекратив проекты метавселенной на основе Roblox. Tinder также отказался от идеи знакомств в виртуальном пространстве. Из-за приостановок проектов, связанных с метавселенными, тысячи людей в Кремниевой долине потеряли работу. 

Оказалось, пишет Business Insider, что создать работающую метавселенную, которая будет доступна, понятна и удобна пользователям, — это действительно очень сложно и дорого. Даже Apple, самый опытный игрок на рынке создания эргономичных технологий, не торопится выпускать устройства дополненной реальности, хотя и мечтает об этом.  

Даня Шеповалов, IT-эксперт и бывший глава пресс-службы Rutube, не уверен, что создание метавселенных — такой уж сложный процесс: «В разработке метавселенных нет ничего сверхъестественного; по сути, у многопользовательских игр есть большинство признаков метавселенных. Дело в другом: технологический хайп и тренд пошел по теме ИИ, задвинув метавселенные, которые продвигали заинтересованные игроки. Спорить с трендом глупо, можно лишь присоединяться к нему или стоять в стороне». 

Еще одна проблема заключается в том, что не так много пользователей действительно хотят платить за то, чтобы пользоваться метавселенными, меньшинство потребителей готовы покупать дорогие VR и AR устройства, особенно на фоне экономических кризисов. Кроме того, не так давно мир увидел, как лопнул пузырь NFT, который был тесно связан с метавселенными, что еще больше подорвало доверие пользователей. 

 

Евгений Коган, инвестбанкир, профессор ВШЭ, автор Telegram-канала bitkogan, говорит, что у метавселенных есть и другие проблемы: «Отчасти виноват кризис — компании пытаются снизить расходы и сокращают целые отделы, в том числе работавшие над метавселенными. Но главной причиной этих изменений является взлет популярности искусственного интеллекта. За это можно сказать спасибо компании OpenAI и ее детищу — ChatGPT». 

Пациент скорее жив? 

Чтобы сгладить мрачную картину и, вероятно, получить объективную оценку ситуации, Meta заказала отчет у Deloitte, в котором утверждается, что метавселенная может внести от $402 млрд до $760 млрд в годовой ВВП США к 2035 году. Однако, поскольку заказчика этого отчета нельзя назвать незаинтересованным, оценка Deloitte вызывает много вопросов и сомнений. 

Тим Суини, генеральный директор Epic Games, является твердым сторонником потенциала метавселенной. «Метавселенная мертва! Давайте организуем ей онлайн-поминки, чтобы все мы, 600 000 000 активных пользователей в месяц в Fortnite, Minecraft, Roblox, PUBG Mobile, Sandbox и VRChat, могли оплакивать ее в режиме реального времени в 3D», — написал он в своем Twitter (заблокирован на территории России). 

С ним согласен принципал венчурного фонда Fort Ross Ventures Денис Ефремов: «Я не думаю, что метавселенные умерли. Наоборот, я думаю, что для стартапов ситуация складывается неплохая». Эксперт подчеркивает, что он достаточно позитивен в отношении метаверс-технологий в отношении корпоративного сегмента, а также в области электронной коммерции. 

 

Другие аналитики говорят, что метавселенная, может, и не оправдала ожиданий, но и не умерла совсем — она просто развивается, медленно, но поступательно: «Важно помнить, что это марафон, а не спринт, и финишная черта все еще впереди». 

С другой стороны, на фоне хайпа вокруг нейросетей метавселенным действительно сложно противостоять ChatGPT, который уже сейчас помогает бизнесу наращивать доходы и при этом не требует от них огромных вложений. Нейросети доступны практически каждому пользователю — это недорого и удобно в использовании, чего не скажешь о метавселенных. Так, Александр Горный, основатель United Investors и momeditation.app, резюмировал состояние метавселенных корото: «Хайп прошел, а тренда не было. Пусть покоится с миром». 

Евгений Коган согласен с этой точкой зрения: «Получается, что благодаря ИИ метавселенные умерли, не успев родиться. Увидим ли мы когда-нибудь возвращение к развитию метавселенных? Скорее да, чем нет. Сама по себе эта концепция остается привлекательной, но время для нее не самое подходящее». 

Ольга Бобровская, директор по маркетингу платформы Gem4me, говорит о том, что сейчас наиболее актуальным может стать симбиоз метавселенных и ИИ: «Возможно, в какой-то момент эти два направления объединятся, их симбиоз даст человечеству новый технический прорыв. В любом случае такая интеграция выглядит логично, однако пока Марк Цукерберг и компания Meta в сфере ИИ находятся на догоняющей позиции. Со временем они, возможно, начнут активно внедрять нейросети в метавселенную». Эксперт уверена, что для развития виртуального мира нужны принципиально новые технологические решения: «Без этого вряд ли можно ожидать, что они чем-то смогут удивить и привлечь большое количество пользователей с нынешним тяжелым и не очень удобным шлемом и контроллерами, не передающими все движения рук. Пока это больше похоже на видеоигры, в которых нет, собственно, игровой составляющей, а следовательно, нет и смысла». 

 

Олег Журавлев отмечает, что в освоении метавселенных кроются и некоторые опасности — ни в одном существующем фантастическом произведении, где описываются метавселенные, человечество, например, не осваивает космос: «Мы рискуем загнать себя внутрь пузыря и никогда из него не выбраться, полностью потеряв свою идентичность, и лишиться той части разума, которая толкает человечество к развитию. Да, изначально мы получим всплеск бизнеса за счет новых рынков сбыта, новых способов ведения бизнеса. Реальные активы при этом останутся уделом избранных и станут частью роскоши быть собой». 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+