К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

С «шашечками» наголо: «Яндекс.Такси» опубликовал политику безопасности поездок

Фото Артема Геодакяна / ТАСС
Фото Артема Геодакяна / ТАСС
«Яндекс.Такси» впервые обнародовал политику и статистику в области безопасности по итогам 2022 года, объяснив, как работают алгоритмы и инструменты, которые применяются для контроля каждой поездки. Кроме того, агрегатор раскрыл объем инвестиций в мероприятия, связанные с обеспечением безопасности (включая запуск новых функций), — в прошлом году на эти цели направили 1,7 млрд рублей

Одно на миллион

Документ содержит информацию о действующих мерах безопасности при подключении к приложениям на протяжении заказа и после завершения поездки. Также компания разъясняет, как строится общественное взаимодействие, в том числе — диалог с экспертами правоохранительных органов и специалистами некоммерческих организаций.

По данным команды безопасности сервиса, проверенным экспертами «Деловых решений и технологий» (бывший «Делойт»), 99,990009% всех поездок в «Яндекс.Такси» проходят без происшествий. В 2022 году доля поездок, в которых произошли ДТП с пострадавшими, снизилась на 11% год к году. От числа всех поездок в «Яндекс.Такси» это 0,00066%, или примерно одно ДТП на 1 млн км пути.

«Прозрачность в вопросах безопасности в такси общественно значима, и для нас это дополнительная внутренняя мотивация», — объясняет Forbes публикацию политики руководитель проектов безопасности «Яндекс.Такси» Екатерина Гладких. По ее словам, в 2022 году «Яндекс» направил на все мероприятия, связанные с обеспечением безопасности в такси, 1,7 млрд рублей. «Это и запуск новых технологий, включая новые алгоритмы подбора водителей под сложность маршрута, определения аномалий и возможных происшествий в поездках, и технологии автоматизированной проверки документов, и работа команды, и отработка инцидентов», — перечисляет она.

 

Гладких обращает внимание на то, что транспортный риск (отражает вероятность гибели в ДТП с учетом изменения количества автомобилей в стране, рассчитывается как число погибших в ДТП на каждые 10 000 зарегистрированных в ГИБДД авто) в заказах «Яндекс.Такси» на протяжении трех лет более чем в два раза ниже, чем в целом по стране. Так, если в 2020 году в России этот показатель составлял 2,6, то в «Яндекс.Такси» — 1,16, в 2021 году — 2,5 и 1,24 соответственно. В 2022-м у агрегатора он снизился еще до 1,04, по стране показатель составил 2,34.

Что предпринимается

Компания также отчиталась о том, что предпринимает для сведения рисков к минимуму. Например, рассказала, как к сервису допускают водителей. Для этого в «Яндекс.Такси» совершенствуют алгоритмы предварительной проверки, чтобы снизить риск повторного подключения совершивших грубые нарушения водителей, если они используют новые или поддельные документы, объясняют в компании. Далее — подтверждение личности водителя, для чего нужно пройти фотоконтроль, в том числе документов автомобиля и оборудования, чтобы проверить, что машина соответствует требованиям сервиса. По открытым данным ГИБДД сервис проверяет, не лишен ли водитель права управления транспортным средством (в этом случае он не получит доступ к сервису).

 

Помимо уже действующих мер по взаимодействию с сервисом (защита номера телефона, тайные покупатели, информация об ограничении скорости, мониторинг скорости и манеры вождения и т. д.), агрегатор также отчитался и о нескольких нововведениях, добавленных в 2022 году. Среди них — назначение маршрута и мониторинг потенциально опасных сценариев.

В первом случае говорится о разработанной сервисом технологии назначения водителя на заказ. Так, когда пользователь заказал поездку, алгоритмы навигации оценивают потенциальную опасность маршрута. Они учитывают данные о протяженности поездки, об интенсивности движения и историю сообщений пользователей «Яндекс.Навигатора» об авариях на маршруте. Кроме того, на основе истории сотрудничества водителя с сервисом формируется оценка его надежности. Учитываются стаж вождения, количество выполненных заказов, эпизоды превышения скорости или опасных маневров, участие в ДТП, жалобы пассажиров. В поездку по потенциально более опасному маршруту из числа тех, кто был на линии в момент заказа, назначаются водители с большим опытом безопасных поездок в сервисе.

В случае с мониторингом потенциально опасных сценариев алгоритм действует так: если в заказе что-то идет не по плану, особенно в ночных поездках (например, произошло значительное отклонение от маршрута, продолжительная остановка или завершение поездки далеко от точки Б), команда безопасности связывается с водителем и его пассажиром, чтобы выяснить причину. Если риск безопасности в поездке выявлен, команда действует по предусмотренному протоколу.

 

«Политика в области безопасности — это тоже стадия развития сервиса. Как и любые другие политики, они не создаются с первого дня существования компании. Сервис должен достичь определенной зрелости, накопить и проанализировать массив данных, — объясняют в «Яндекс.Такси». — Например, во время пандемии мы предприняли огромное количество мер, но не систематизировали это в какой-то отчет в тот момент. Сервис вырос, мы стали экспертами в этой области и готовы делиться своими знаниями и привлекать других экспертов к общим вопросам безопасности».

К слову, о привлечении экспертов. В «Яндекс.Такси» заверяют, что активно используют опыт и экспертизу правоохранительных органов, некоммерческих организаций для аналитической работы. Среди специалистов, с которыми компания тесно сотрудничает, — ЦОДД Москвы (безопасность на месте ДТП), АНО «Вершина первая помощь» (оказание первой помощи пострадавшим в ДТП), фонд SILSILA (коммуникации с участниками ДТП), Центр консультирования «Альтернатива» (безопасная коммуникация в поездке) и др.

Их опыт и наш 

Практика публикации международными сервисами — аналогами «Яндекс.Такси» политик и отчетов о безопасности существует уже несколько лет. Так, Uber и Lyft обязались публиковать их после того, как в 2018 году вышло расследование CNN об изнасилованиях с участием таксистов. В октябре 2021 года Lyft сообщил, что за 2017-2019 годы зафиксировал 105 летальных исходов в результате ДТП и что в компанию поступило более 4000 жалоб о домогательствах и нападениях. Uber, в свою очередь, заявил в последнем отчете, что в 2019-2020 годах количество обращений, связанных с сексуальными домогательствами, было снижено до 3824 случаев (на 38%).

В России практика safety report у агрегаторов такси существует с 2018 года, указывают в сервисе заказа такси «Максим», заверяя, что они стали первыми, кто начал их готовить. «Первый отчет был посвящен новой программе материальной защиты пассажиров и водителей «Максим-гарантия», он подробно описывал структуру происшествий и суммы выплат пострадавшим во время выполнения заказов, — говорит представитель компании Павел Стенников. — Такие отчеты сервис готовит ежегодно, а водителей ежемесячно информирует о выполнении программы защиты и статистике происшествий и выплат».

По итогам 2022 года в сервисе «Максим» доля ДТП с пострадавшими в годовом объеме поездок по заказам составляет всего 0,00007%. «Это единичные случаи. Такая статистика доказывает, что в действительности в такси низкая аварийность», — заключает Стенников.

 

«С начала 2023 года мы анализируем количество ДТП и иных происшествий с участием водителей и пассажиров такси по всем регионам присутствия и проводим тщательный разбор каждого инцидента. В конце полугодия или года мы решим, в каком виде будем формировать публичную отчетность и что будет затрагивать работу над внутренними операционными процессами», — говорит Екатерина Зубенина, представитель People&People (купила активы «Ситимобил» у VK и «Сбера» в мае 2022 года).

Вторые в группе

По итогам 2022 года доля сегмента «Райдтех» (включает в себя сервисы «Такси», каршеринг «Драйв» и сервис аренды самокатов) в общей выручке «Яндекса» составила 21%, то есть 121,9 млрд рублей, следует из отчетности компании за IV квартал 2022 года и весь 2022 год. По размеру доходов «Райдтех», чья выручка по итогам прошлого года увеличилась на 43%, на втором месте после «Поиска и портала», имеющего долю 39%.

Количество поездок в сегменте в IV квартале 2022 года увеличилось на 17% в сравнении с прошлым годом. Доход на активного водителя в IV квартале 2022-го вырос на 8% год к году на всех рынках работы сервиса и на 14% в России. Такой рост достигнут за счет действий, направленных на улучшение эффективности платформы, и роста субсидий на зрелых рынках. В целом за 2022 год доходы партнеров «Такси» составили 664 млрд рублей.

Месячная активная аудитория сервисов «Яндекс GO» — мобильного приложения, которое объединяет в себе сервисы такси, каршеринга, доставки еды и маркетплейса, — выросла на 14% по сравнению с прошлым годом и на 10% по сравнению с III кварталом 2022 года и достигла 40,2 млн человек.

 

Объем российского рынка легальных услуг такси по итогам 2021 года составил 820 млрд рублей против 644 млрд рублей в 2020 году, свидетельствуют данные Аналитического центра при правительстве России, обнародованные в апреле 2022 года. Лидером по заработку среди агрегаторов стал «Яндекс.Такси» (66%), также в тройку вошли «Ситимобил» (8,3%) и «Максим» (7%). Количество занятых на постоянной основе в отрасли такси в 2021 году выросло по сравнению с предыдущим годом еще на 3,4% и достигло 575 000 человек, говорится в исследовании.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+