В IT в доверие: как молодые преподаватели решат проблему подготовки айтишников
Где найти преподавателей для айтишников
Спрос на IT-профессионалов быстро увеличивается. В одном только «Яндексе» число сотрудников за год выросло на 19%. Чтобы развивать отрасль, нужно увеличить набор в вузы, и это уже происходит: российские университеты удвоили бюджетные места на IT-специальностях в 2023 году. Проблема в том, что для такого количества студентов не хватает преподавателей, число которых с каждым годом сокращается.
По данным ВШЭ, в 2010/2011 учебном году в российских вузах работали 356 800 штатных преподавателей и 107 500 совместителей, а к 2021/2022 учебному году осталось только 217 700 преподавателей и 61 500 совместителей.
Проблему дефицита преподавателей IT-дисциплин можно решать разными способами. Например, в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» более 80 000 педагогов высшего и среднего образования смогут повысить свою квалификацию. А к 2030 году 28 000 преподавателей пройдут переподготовку в рамках проекта «Передовые инженерные школы».
Другой подход — привлекать профессионалов из индустрии. Многие IT-компании давно этим занимаются, открывая свои факультеты и образовательные программы в вузах. Это полезно обеим сторонам: университеты получают преподавателей из отрасли с актуальными знаниями и практическим опытом, а компании, в свою очередь, помогают обучать классных специалистов, востребованных на рынке.
Впрочем, дело не просто в найме: «Яндекс» более 15 лет назад начал заниматься образованием, чтобы подготовить сотрудников для себя и индустрии в целом, но с тех пор это уже стало своего рода социальным контрактом. Именно в компьютерном и математическом образовании мы можем добиться наибольшего результата.
Наконец, третий путь — привлекать ассистентов в помощь преподавателям. Ассистенты — это талантливые аспиранты или студенты старших курсов, которые снимают часть нагрузки с преподавателей, помогают студентам разобраться в предмете, оценивают задания и отвечают на вопросы. Это новый опыт для российской образовательной среды, поэтому «Яндекс» открыл программу поддержки и обучения ассистентов преподавателей, чтобы агрегировать лучшие практики и сформировать среду для обмена идеями и рекомендациями. Участники программы научатся взаимодействовать со студентами и планировать учебный процесс, приобретут навыки преподавания IT-дисциплин и будут получать финансовую поддержку от «Яндекса».
Зачем нужны ассистенты преподавателей
Программы ассистентов преподавателей хорошо зарекомендовали себя в ведущих мировых университетах. Скажем, в MIT (Массачусетский технологический институт) ассистенты играют большую роль в разработке, оценке и анализе курса. Они проверяют задания и экзамены и ставят за них оценки, а в некоторых случаях даже ведут собственные занятия.
Исследования показали, что наличие ассистентов положительно влияет на успеваемость студентов. У курсов с ассистентами более высокий процент сдачи экзаменов и более низкий процент отчисления, а студенты, с которыми работали ассистенты, получают более высокие оценки.
Для России это пока новая практика, хотя примеры уже есть: так, программа ассистентов действует на факультете компьютерных наук ВШЭ и «Яндекса», а в ИТМО работает программа менторства.
По сути, такие программы позволяют студентам примерить на себя роль преподавателей: сделать курс, который они сами ранее прошли, более привлекательным, интересным и понятным. Ассистенты преподавателей будут говорить на одном языке со студентами, приводить яркие примеры, использовать близкие метафоры — это пригодится в условиях быстро меняющейся индустрии.
Работа в качестве ассистентов помогает развить навыки преподавания, которые будут полезны студентам в будущей академической и неакадемической карьере. С таким опытом выпускники смогут вернуться в университет и делиться своими компетенциями с представителями следующего поколения.
Как подготовить ассистентов
Мы проанализировали мировой опыт и определили навыки, которые помогут ассистентам максимально раскрыть свой потенциал и принести пользу как преподавателям, так студентам. Ассистенты должны:
- глубоко понимать материал курса и уметь объяснять его студентам с разными уровнями подготовки;
- уметь управлять аудиторией, следить за соблюдением правил курса и предоставлять конструктивную обратную связь студентам;
- понимать, как справедливо и последовательно оценивать задания и экзамены, создавать доброжелательную и инклюзивную учебную среду для всех студентов.
Чтобы запустить в вузе программу ассистентов, нужны инициативные студенты и открытые к новым практикам преподаватели. Важно заранее четко определить роль ассистентов, чтобы студенты и аспиранты понимали, чем именно им предстоит заниматься.
В целом программа поддержки ассистентов — это еще один способ взаимодействия индустрии с вузами, который позволит поделиться лучшими практиками и подготовить студентов к решению прикладных задач.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора