Роскомнадзор закупит анализаторы радиосетей для Крыма и Ростова почти на ₽2 млрд
Мероприятия для предприятия
28 апреля Главный радиочастотный центр (ГРЧЦ) разместил на портале госзакупок ряд тендеров на приобретение оборудования для определения географических координат, подвижных и стационарных малогабаритных технических комплексов радиоконтроля, анализаторов радиосетей и спектра, а также комплексов антенн. В технических заданиях к закупкам указано, что поставить это оборудование необходимо в местные отделения ГРЧЦ в Крыму, Севастополе и Ростове-на Дону.
Совокупная стоимость закупок составляет 1,77 млрд рублей. Это довольно ощутимая сумма для ГРЧЦ: в последние четыре года центр заключал контракты на 3-3,36 млрд рублей в год, следует из данных базы «СПАРК-Интерфакс».
В ГРЧЦ и Роскомнадзоре Forbes пояснили, что центр на постоянной основе «осуществляет модернизацию оборудования» согласно утвержденным ведомством планам развития системы радиоконтроля: «Такие мероприятия позволяют предприятию обеспечить эффективный контроль работы радиоэлектронных средств на территории России».
Это оборудование используется для определения местоположения излучающих радиоволны объектов, например базовых станций мобильных операторов, а также для контроля спектра, поясняет генеральный директор Telecom Daily Денис Кусков. Учитывая, что на новых территориях разворачивается масштабное строительство мобильных сетей, закупка оборудования на такую весомую сумму обоснована, добавляет он.
Новые сети
Вопрос с мобильной связью в Крыму стоит остро с 2014 года, когда на полуострове прекратили работу украинские операторы, а российская «большая четверка» не стала осваивать новую территорию, опасаясь санкций. В том же 2014 году начал работу мобильный оператор «К-Телеком» (бренд Win Mobile), используя инфраструктуру украинской дочки МТС (сейчас принадлежит Neqsol Holdings). Летом 2016 года на сети «К-Телеком» заработал виртуальный оператор «КТК-Телеком» (бренд «Волна мобайл»). В основном рынок поделен между этими двумя операторами: Win Mobile занимает около 75% рынка мобильной связи в Крыму, еще около 24% абонентской базы — у «Волны», оценивали в TelecomDaily.
Кроме того, в марте 2023 года глава Минцифры Максут Шадаев обещал установить в течение года несколько тысяч российских базовых станций связи в Крыму. «Это будет российский производитель, мы надеемся, что до конца года у нас будет большое количество БС», — сообщил он, добавив, что на полуострове будет первое их большое внедрение.
В ДНР, ЛНР, в Херсонской и Запорожской областях проблему оказания услуг мобильной связи решает «АйСи Инвест» — материнская и управляющая компания для IC Group, которая в 2022 году приобрела и «КТК-телеком», и «К-Телеком». 10 января 2023 года компания зарегистрировала товарный знак «+7 телеком», одноименный оператор оказывает услуги связи на этих территориях.
Свою инфраструктуру в ДНР готовит и крымский оператор «Миранда-медиа», который почти на 20% принадлежит «Ростелекому», писали «Ведомости». «К-Телекому» и «Миранде-медиа» выделят частоты для развития мобильной связи в ДНР и ЛНР: в течение трех лет они должны будут покрыть связью приоритетные населенные пункты и трассы, сообщал 24 апреля официальный Telegram-канал Минцифры России.
Поймать волну
Передвижной пеленгатор может засечь источник радиоизлучения в любом диапазоне и вычислить его местоположение, поясняет источник Forbes в телекоммуникационной отрасли. С помощью пеленгаторов можно находить незаконно установленные базовые станции либо другие источники радиоизлучения — например, создающие помехи в работе сетей сотовой связи, добавляет эксперт.
Также закупаемое оборудование позволит ГРЧЦ проверять соответствие заявленных операторами связи в документах и разрешениях значений излучения и сравнивать их с действительным положением дел. Это оставляет Роскомнадзору «самые широкие возможности» для того, чтобы штрафовать операторов, рассуждает источник Forbes.
Собеседник Forbes в одном из операторов полагает, что ГРЧЦ займется контролем и расчисткой спектра для гражданских нужд. «Вполне возможно, что на территории скопилось какое-то количество радиоэлектронных средств (передатчиков) разных стандартов, частот и т. д., — размышляет он. — Если стоит задача обеспечивать качественное покрытие мобильной сети и отсутствие помех, необходимо анализировать радиообстановку. Возможно, есть и другие задачи, но в любом случае эта аппаратура необходима для анализа занятости частотного спектра», — добавляет он.
К «другим задачам» теоретически относится возможность применения закупаемого оборудования в радиоэлектронной борьбе (РЭБ) в ходе «спецоперации»*, указывают в то же время эксперты. «Это оборудование двойного назначения, оно может использоваться, например, для выявления операторов дронов», — рассуждает Денис Кусков. «Такие решения являются частью РЭБ и позволяют не только находить радиосигнал коптера, дрона или другого беспилотного летательного аппарата (БПЛА), но и определять место его запуска и управления», — поясняет источник Forbes, знакомый с ситуацией. При должном размещении это оборудование позволяет решить вопрос с прилетами БПЛА в Россию более чем на 80%, отмечает он.
Проблема с ударами беспилотников сегодня — одна из наиболее острых для российских властей. После атаки беспилотников на Кремль 3 мая руководители регионов один за другим стали вводить временные запреты на их использование. Сначала об этом заявил мэр Москвы Сергей Собянин, добавив, что несанкционированный запуск БПЛА «влечет за собой административную и уголовную ответственность». Вслед за ним запрет ввели власти Подмосковья, Санкт-Петербурга и Ленобласти. Затем по цепочке аналогичные заявления о закрытии неба для дронов стали делать власти других субъектов федерации — в итоге запреты коснулись около 40 регионов.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.