Спустись на землю: по кому ударит запрет на использование беспилотников
После атаки беспилотников на Кремль 3 мая руководители регионов один за другим стали вводить временные запреты на их использование. Сначала об этом заявил мэр Москвы Сергей Собянин, добавив, что несанкционированный запуск БПЛА «влечет за собой административную и уголовную ответственность». Вслед за ним запрет ввели власти Подмосковья, Санкт-Петербурга и Ленобласти. Затем по цепочке аналогичные заявления стали делать власти других субъектов федерации — в итоге их число на 5 мая составило 40 регионов. Forbes опросил экспертов и участников рынка, как это может сказаться на их бизнесе и какие меры, по их мнению, могли бы помочь беспилотникам в текущих условиях.
Запретная зона
«В первую очередь, будет удар по коммерческим организациям, тем компаниям, которые занимаются услугами на основе БПЛА — геодезисты, геоэкологи, все те, кто занимается мониторингом, аэрофотосъемкой с помощью дронов, — и любителям просто полетать», — рассуждает эксперт рынка НТИ Аэронет, руководитель лаборатории внешнего пилотирования и эксплуатации беспилотных воздушных судов НИИ вычислительных комплексов (НИИВК) им. Карцева Виталий Долгов. При этом, по его мнению, специальных служб (Росгвардия, ФСБ, ФСО), которые усилят мониторинг и которым еще прибавится работы, запрет не коснется. «Мне кажется, сейчас как раз самое время проверить все наши российские разработки в области подавления и обнаружения БПЛА», — размышляет он.
С большой долей вероятности и в ручном режиме послабления сделают и для тех, кто выполняет работы в интересах крупных корпораций («Газпром», «Россети», «Транснефть» и т.п.), рассуждает замглавы компании «Геоскан» Андрей Грудев. «Сильнее всего пострадают от запретов те, кто не сможет убедить региональные власти в необходимости выполнения работ по мониторингу с применением БАС, — продолжает он. — К таковым, например, можно отнести фермеров с небольшими земельными участками, небольшие проектные и строительные компании. И, конечно, больше всего пострадает бизнес легальных и законопослушных компаний, эксплуатирующих БАС».
Долгов и Грудев выражает общее мнение опрошенных Forbes специалистов: любые запреты — удар по бизнесу и рынку. По экспертным оценкам, сегодня рынок дронов в России составляет 13-14 млрд рублей. К 2025 году объем отечественного рынка беспилотных авиационных систем может вырасти до 50 млрд рублей, к 2030 году — до 120 млрд рублей, оценивал ранее гендиректор ГТЛК Евгений Дитрих. Однако сохранение введенных запретов может негативно сказаться на развитии рынка беспилотников, считает руководитель направления Kaspersky Antidrone Владимир Туров. «Влияние нововведений ощутят организации, которые использовали дроны для решения промышленных и производственных задач, применяли их в строительном сегменте, для исследования линий электропередачи, а также в сельскохозяйственном комплексе. Такие компании согласовывали полеты дронов в обязательном порядке и несли ответственность за их использование», — говорит он. Те же, кто только планировал внедрить БПЛА на производстве, теперь, скорее всего, временно откажутся от этой идеи, полагает Туров: отрасль на какое-то время не получит преимуществ, которые несут с собой дроны.
Максимальный урон
По оценке генерального директора «Флай Дрон» (компания-участник «Аэронет» НТИ) Никиты Данилова, общие потери из-за запретов могут превысить 10 млрд рублей в 2023 году. Совокупные потери по Москве и Санкт-Петербургу составят около 1,5 млрд рублей. «Это все направления — и аэрофотосъемка, и мониторинг, и ДЗЗ (дистанционное зондирование Земли) и прочее», — рассуждает он.
Кто понесет особо чувствительные потери? По словам генерального директора «Агримакс Аэро» (участник рынка НТИ «Аэронет») Максима Чижова, речь о четырех категориях участников рынка. «Во-первых, разработчики БАС не получают финансирования на перспективные работы, «так как перспектив рынка нет», по мнению тех, кто читает новости об очередных запретах. Только по сельхозприменению БАС минимальная оценка недополученного финансирования по известным компаниям-разработчикам составляет 300 млн рублей», — оценивает он.
Во-вторых, продолжает Чижов, легальные операторы и коммерческие эксплуатанты БАС несут потери как в объеме недополученной выручки, так и прямые издержки в связи с запретами от необходимости содержать персонал, технику: «В этой категории участников рынка только в сегменте применения БАС в сельском хозяйстве потери составляют 400 млн рублей». В-третьих, это производители БАС. «Их потери серийного производства от запретов только в части сельхозприменения составят более 800 млн рублей при сохранении запретительной практики, — подсчитывает он. — В условиях запретов нелегалам-эксплуатантам проще купить завезенный по серым схемам дрон DJI, а не российский аналог».
Наконец, четвертая категория — сами потребители из самых разных отраслей, которые с помощью БАС решали свои задачи. «Для этой категории потери чаще всего измеряются через риск-ориентированную модель, — объясняет эксперт. — Например, если в момент необходимости проведения обработки на поле не может зайти колесная техника (почва мягкая после дождя), а из-за запрета не смогли использовать БАС для этой обработки, то потери составят до 30% урожая. По некоторым вредителям из-за отсутствия возможности провести срочную обработку потери могут составить и 100%». Минимальная оценка таких потерь по модели рисков прошлого года составляет 900 млн рублей для сельхозпроизводителей, использующих современные агротехнологии, резюмирует Чижов.
Что делать
Чтобы поддержать рынок, при этом акцентировав особое внимание на усилении безопасности, необходимы комплексные меры в области обнаружения, идентификации и мониторинга БПЛА различного класса и производства, считают участники рынка. Большую роль в этом сыграет возможность интегрировать детальный мониторинг беспилотников в административные ситуационные центры и системы безопасности предприятий, полагает Владимир Туров.
Генеральный директор НИЦ «Аэроскрипт» Алексей Хрипунов обращает внимание на то, что большая работа для помощи отрасли уже запущена в России. «Ключевым становится развитие цифровых платформ по информационному обслуживанию полетов, а также интеграция БАС в эти системы, — говорит он. — Тогда запреты не будут косить всех под одну гребенку и рассматривать сразу всех участников воздушного движения как нарушителей. Это выделит добропорядочных пилотов и поможет отрасли развиваться. Обеспечение безопасности должно осуществляться не только административным способом, но и технологическим. Тем более, что такие технологии в России уже есть».
Среди этих технологий Хрипунов называет «ситуационную осведомленность» и «мониторинг использования воздушного пространства». «Они основаны на данных наблюдения, получаемых непосредственно с беспилотника или с устройств, которыми они могут быть оснащены дополнительно при необходимости», — отмечает он.